Интервью. Для решения проблем инклюзивного дошкольного образования необходимы межведомственные соглашения

повышение квалификации
Наталья Викторовна Микляева, профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ, рассказывает о том, как представители власти могут помочь детям с ОВЗ получать полноценное образование.

Cостоялось заседание Совета Минобрнауки России по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В его рамках были составлены изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, а именно программам дошкольного образования. Главные вопросы, которые были рассмотрены на заседании, — это образование детей до 7 лет с ОВЗ, введение в штат дефектологов, логопедов и других специалистов по работе с такими детьми и проект плана Минобрнауки России по организации системы ранней помощи детям-инвалидам до 2020 года. На встрече также присутствовали заместители министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина и Вениамин Каганов.

По итогам заседания властям регионов предложили содействовать развитию вариативных форм дошкольного образования для детей с ОВЗ, обеспечить доступность инклюзивного образования и подготовку соответствующих специалистов. Помимо этого, субъектам РФ нужно подготовить или изменить уже существующие «дорожные карты», чтобы развить систему ранней помощи детям-инвалидам и решить другие связанные с инклюзивным образованием дошкольников вопросы.В связи с этим редакция портала АРОО попросила прокомментировать данную проблему Наталью Викторовну Микляеву, кандидата педагогических наук, профессора кафедры дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ, главного редактора журнала «Современный детский сад». Эксперт ответила на несколько вопросов, касающихся наиболее спорных моментов:

— Как именно власти регионов могут помочь развивать вариативные формы дошкольного образования для детей с ОВЗ?

— Речь на заседании Совета Минобрнауки России по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов шла не столько о вариативных формах, сколько об утверждении проекта изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам дошкольного образования, касающимся организации образования воспитанников с ОВЗ, в том числе в части наполняемости групп и введения в штатное расписание специалистов дефектологов. Это крайне важные вопросы для практики специального, интегрированного и инклюзивного образования, которые до этого не были урегулированы на законодательном уровне. В прежнем приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 об этом не было речи.

Между тем, регулирующие до сегодняшнего времени эту проблему документы носили не распорядительный, а рекомендательный характер:

Это означает, что на практике не было управленческих механизмов, позволяющих оптимизировать данную ситуацию. Теперь органы управления образованием в регионах и муниципальных объединениях получат возможность разработать и утвердить Положения о дошкольных группах компенсирующей и комбинированной направленности и Положения об организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях. Например, в 2013 году так поступили в управлении образования города Кировска. Отталкиваясь от них, могут быть разработаны на уровне региональных властей Примерные положения об организации деятельности таких инновационных форм образования, как лекотеки и семейные консультативные пункты, службы ранней помощи и группы кратковременного пребывания «Особый ребёнок» государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования. Так в своё время поступил Департамент образования города Москвы, ориентируясь на п. 1.5 постановления Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. №104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве». Таким образом, нельзя сказать, что данной практики ранее не было или она была неэффективной. Была. Другое дело, что переход на подушевое финансирование изменил саму систему образования: теперь необходимо вмешательство на федеральном уровне, чтобы началась разработка соответствующих целевых программ и финансовых механизмов их реализации.

— Какие компетенции необходимы специалистам — дефектологам, психологам, логопедам и т.д. — для работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста?

— Такие компетенции отражены в проекте Стандарта профессиональной деятельности учителя-логопеда (учителя-дефектолога), в утверждённых Стандартах педагога-психолога (психолог в сфере образования) и специалиста в области воспитания (в качестве которого выступает тьютор в интегрированных и инклюзивных группах). Они касаются осуществления диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений, а также обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ. Отдельное внимание уделяется организации деятельности лиц с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, разработке индивидуальных образовательных программ и маршрутов. Однако думаю, что не совсем верно ставить вопрос о профессиональных компетенциях специалистов в отрыве от работы команды, обеспечивающей психолого-педагогическое, методическое и управленческое сопровождение коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ОВЗ. На данный момент такие междисциплинарные компетенции вкупе с диспозиционно-установочными качествами личности, отвечающими за способность действовать в постоянно изменяющейся образовательной ситуации, являются наиболее ценными для формирования эффективного коррекционно-педагогического и образовательного пространства.

— Чего, по Вашему мнению, сейчас не хватает для обеспечения полноценного инклюзивного образования в дошкольных организациях?

— Хороший вопрос. Однако он не имеет одного ответа. На управленческом уровне, который отвечает за обеспечение условий для успешного инклюзивного образования, требуется решение комплекса задач:

  • Обеспечить прохождение КПК и аттестации в области инклюзивного и интегрированного образования для администрации образовательных комплексов, включённых в такую практику;
  • Создать междисциплинарную команду педагогов и специалистов для решения задач индивидуальной и групповой диагностики и разработки индивидуальных и групповых учебных планов, их согласования с ООП и штатным расписанием;
  • Разработать разные варианты адаптивных моделей комплексного сопровождения детей и ребёнка с ОВЗ в условиях образовательной организации и взаимодействия с социумом;
  • Отработать совместно с бухгалтерией альтернативные варианты формулировки гос. заданий на учебный год и проконтролировать условия их реализации (кадровые, предметно-пространственные и материально-технические, методические и др.);
  • Разработать проекты развития инклюзивного образования на базе комбинированных групп и классов, создания социально адаптивного образовательного пространства и добиться включения организации в государственную программу «Доступная среда».

Чтобы их решить, на данный момент не хватает координации действий управленческого, методического и психолого-педагогического персонала, к которому относятся и специалисты коррекционного профиля. Однако этого невозможно достичь через изменения в «дорожных картах», касающихся включения положений в сфере развития системы ранней помощи и обеспечения доступности дошкольного образования. Нужны межведомственные соглашения. Например, на уровне Минобрнауки России и Министерства здравоохранения РФ — относительно механизмов присвоения ребёнку статуса ОВЗ и направления в образовательную организацию для получения образовательной услуги в форме АООП или ООП. На уровне Минобрнауки России и Минтруда России — относительно утверждения методических рекомендаций к составлению примерных штатных расписаний в группах разной направленности, в том числе, с ограниченным контингентом обучающихся и др.

Материал подготовила Анна Донцова.