Аттестация педагогов

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЦЕЛЯХ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ
 документы федерального уровня, регламентирующие аттестацию данного вида
 цель аттестации
 педагогические работники, подлежащие аттестации данного вида
 локальные акты организации
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012) «проведение аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность». Реализация данного требования закона осуществляется на основе положений Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014) и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» с изменениями и дополнениями от 31.05.2011 г.
Таким образом, в соответствии с требованиями вышеуказанных федеральных нормативных актов для организации и проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в каждой образовательной организации разрабатываются и утверждаются приказом руководителя локальные нормативные акты:
 Порядок проведения аттестации педагогических работников;
 Положение об аттестационной комиссии образовательной организации;
 Состав аттестационной комиссии образовательной организации.
При разработке локальных нормативных актов руководителям образовательных организаций рекомендуется использовать модельные нормативные документы.
Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя для педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей) и является обязательной. Работодатель (руководитель образовательной организации) формирует список работников, подлежащих аттестации на текущий календарный год, составляет график проведения аттестации (заседаний аттестационной комиссии организации), ежеквартально издает приказ о проведении аттестации. В приказ включается список педагогических работников, подлежащих аттестации данного вида, указывается дата проведения аттестации (дата заседания аттестационной комиссии организации).
Приказ о проведении аттестации доводится до сведения каждого аттестуемого под роспись не менее чем за 30 календарных дней до даты заседания аттестационной комиссии образовательной организации в соответствии с графиком.

ГЛОССАРИЙ
Аттестация – выявление соответствия работника определенному уровню квалификации – готовности и способности решать функциональные задачи определенной сложности.
Деятельность – человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности.
Квалификационная категория – соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. Различные квалификационные категории предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности функциональных задач, которые решает работник. Они носят иерархический характер. Более высокая категория предполагает способность выполнять все виды работ, относящихся к предыдущей категории плюс еще что-то.
Квалификационные характеристики должностей работников образования представлены в Едином квалификационном справочнике (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих. Они включат несколько разделов: «должностные обязанности», «должен знать», «требования к квалификации». Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности.
Компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Критерий (греч. kriterion – мерило) – отличительный признак, на основе которого, производится оценка или принимается решение. Аттестационные критерии устанавливаются в соответствии с целями экспертизы, они позволяют вынести суждение относительно соответствия имеющейся квалификации той или иной квалификационной категории. Обычно критерий выражается через определенные показатели. Используемые в ходе аттестации критерии могут быть качественными и количественными. Качественные критерии (словесные, сравнительные) позволяют описать содержание и специфику рассматриваемого признака и дать его оценку, например: «превышает требования должностной инструкции», «соответствует должностной инструкции», «существенно ниже, чем требует должностная инструкция». Количественные (числовые, балльные) критерии отражают меру выраженности. К ведущим критериям отнесения педагогов к соответствующей квалификационной категории выступают: уровень развития педагогической компетентности, результативность учебной и воспитательной деятельности, удовлетворенность потребителей образовательной услуги.
Методы диагностики профессиональных компетенций – конкретные способы получения информации о мере выраженности и индивидуальном своеобразии различных профессиональных компетенций. В процессе аттестации могут использоваться следующие методы диагностики: психолого-педагогическое тестирование, экспертная оценка; анализ процесса выполнения деятельности и ее результатов; самооценка; анализ документации, программной продукции, методических и дидактических материалов и др.
Педагогическая деятельность – один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, всестороннем развитии его способностей.
Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональное образование, профессиональный опыт, мотивацию, профессиональную компетентность и другие профессиональные характеристики. Профессиональная
квалификация непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, она обеспечивает готовность выполнения профессиональных задач соответствующего уровня.
Процедура аттестации – порядок выполнения, последовательность шагов и действий при реализации различных форм аттестации. Экспертиза – исследование компетентными специалистами какого-либо вопроса (процесса), требующего специальных знаний в определенной области с предоставлением мотивированного заключения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкина В.Н., Карпов А.В., Ревякина О.В. Теория и практика формирования профессиональной педагогической рефлексии. – Ярославль: ЯГПУ, 2006. – 325 с.
2. Вишнякова М.С. Профессиональное образование: словарь. – М., 1999.
3. Дружилов С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста // Институт повышения квалификации. – Новокузнецк: ИПК, 2000.
4. Зимняя В.В. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999.
5. Карпов А.В. Психологический анализ деятельности педагога как методологическая основа исследования педагогического мышления // Психология профессионального педагогического мышления: монография / под ред. М.М. Кашапова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. – С. 20–46.
6. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 1999. – 562 с.
7. Карпов А.В., Маркова Е.В. Психология стилей управленческих решений: учебное пособие. – Ярославль, 2003. – 108 с.
8. Кашапов М.М. Закономерности и механизмы творческого профессионального мышления преподавателя // Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения. Том 2. Международный сборник статей / под ред. проф. М.М. Кашапова. –
М.–Ярославль: Изд-во «Российское психологическое общество», 2005. – С. 74–77.
9. Кашапов М.М. Ключевые компетенции педагогов старшего звена школы // Ярославский психологический вестник. Вып. 9. – М.– Ярославль: Изд-во «Российское психологическое общество», 2003. – С. 110–112 (совместно с И.В. Корневой).
10. Кашапов М.М. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога // ЧФ: Социальный психолог, 2003. – Вып. № 1 (5). – С. 39–44 (Совместно с Т.Г. Киселевой, Е.В. Коточиговой).
11. Кашапов М.М. Педагогическое мышление как ключевая компетентность преподавателя высшей школы // Высшая школа на современном этапе: психология преподавания и обучения. Том 1. Международный сборник статей / под ред. проф. М.М. Кашапова. – М.– Ярославль: Изд-во «Российское психологическое общество», 2005. – С. 12–17 (в соавторстве с В.-Д. Веблером).
12. Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации: учебное пособие. – Ярославль, ЯрГУ, 1992. – 83 с.
13. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: монография. – СПб.: Алетейя, 2000. – 463 с.
14. Кашапов М.М. Психология творческого мышления Профессионала: монография. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 688 с.
15. Киселева Т.Г. Оценивание как показатель уровня педагогического мышления учителя // Психология педагогического мышления:
теория и эксперимент: сб. статей / под ред. М.М. Кашапова. – М.: Изд-во ИП РАН, 1998. – 152 с.
16. Киселева Т.Г., Коточигова Е.В. Компетентности учителя начальной школы: методическая разработка. – Ярославль: ИРО, 2004. – 35 с.
17. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организации. Утв. Правительством РФ 28 мая 2014 г. № 3241п-П8.
18. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: автореф. канд. дис. – СПб., 1997. – 22 с.
19. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие: монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – 184 с.
20. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.
21. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.
22. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010. – 174 с.
23. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
24. Организация и проведение аттестации педагогических работников на квалификационную категорию с участием общественности: учебно-методическое пособие / сост.-разр. Н.Г. Калашникова, Е.Е. Соловьева, И.Н. Овсиевская. – Барнаул: АКИПКРО, 2014. – 108 с.
25. Пазухина С.В. Педагогическая успешность диагностики и развитие профессионального сознания учителя. – СПб.: Речь, 2007. – 218 с.
26. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1996.
27. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н
28. Психология педагогического мышления: теория и эксперимент / под ред. М.М. Кашапова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. – 152 с.
29. Психология профессионального педагогического мышления / под ред. М.М. Кашапова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. – 398 с.
30. Развитие управленческой компетентности / под ред. Гр. Салимана, Дж. Батслера. – М., 1999.
31. Скороходова Н.Ю. Деятельность учителя по освоению развивающего стиля управления учебной группой. – Тверь: ТвГУ, 2002. – 136 с.
32. Стуканов А.П. Проблемы педагогического управления системой образования в современных условиях. – Армавир, 1998. – 24 с.
33. Субботина Л.Ю. Проблема критериев профессионального отбора // Ярославский психологический вестник. – Вып. 24. – М.–Ярославль, 2008. – С. 61–64.
34. Сумарокова О.В. Особенности понимания оценки и ее социально-психологических функций участниками образовательного процесса: дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 1999. – 152 с.
35. Формирование педагогического мышления / под ред. М.М. Кашапова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. – 143 с.
36. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 34–41.
37. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1986. – 263 с.
38. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. – М.: Педагогика, 1989. – 152 с.
39. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – 320 с.
40. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского
государственного университета. – 2006. – № 1. – С. 15–20.
41. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 284 с.
42. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–31.

43. Рабочая тетрадь «Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога» Калашникова Н. Г., д.п.н., профессор.

44. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. — М.: ВШЭ,  2010. — 173с.

45. Организация аттестационной экспертизы с учетом профессионального стандарта

46. Самоанализ и самооценка профессиональной компетентности учителя в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог