Учителя русского языка и литературы будут повышать квалификацию по новым программам
Примерно каждый четвертый урок в школе – урок русского языка и литературы
Минобрнауки России ведет работу по развитию системы повышения квалификации учителей русского языка и литературы: новые программы, разработанные ведущими институтами, проходят экспертизу и начнут внедряться уже летом 2016 года.
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина и Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) разрабатывают программы повышения квалификации учителей-русистов, часть из которых уже проходит экспертизу. Учителя, прошедшие переподготовку и повышение квалификации, получат новые методики и знания в области преподавания русского языка и литературы. Эти изменения касаются и содержания предметов, и методики их преподавания, и проектирования подходов к оценке качества образования в области русского языка и литературы. Уже сейчас курсы повышения квалификации предусматривают разработку методических рекомендаций на базе, утвержденной весной Правительством Российской Федерации Концепции преподавания русского языка и литературы.
Учителя получат инструменты, которые позволят поднять число практических занятий на уроках русского языка и литературы. Ориентированность на практическое использование знаний русского языка станет одним из важных элементов обучения этим предметам. «Ребята после окончания школы должны не только обладать знанием набора правил русского языка, но и уметь свободно общаться на хорошем письменном и разговорном русском языке, – отметила Наталья Третьяк. – При этом процесс обучения должен стать более индивидуальным, учитывающим особенности каждого ученика, с каким бы уровнем знания языка он не приходил в школу».
В рамках совершенствования механизмов преподавания и изучения русского языка и литературы, а также повышения уровня грамотности и интереса к чтению у российской молодежи, Минобрнауки России планирует поставить задачу по совершенствованию экзаменационных материалов для итоговой аттестации, в том числе в части оценки владения не только письменной, но и устной речью.
В том числе изменятся и подходы к процессу повышения квалификации: в нем увеличится число практической работы, открытых уроков, усилится интерактивная составляющая, будет активно применяться дистанционное обучение. Будут разработаны методические рекомендации по повышению качества преподавания русского языка и литературы.
В рамках работы по реализации концепции преподавания русского языка и литературы, Рособрнадзор начал исследование компетенций учителей русского языка и литературы по всей России. Результаты исследования будут обработаны и представлены в Минобрнауки в июле 2016 года, и на их основе также будут приниматься решения для повышения качества преподавания этих предметов. В исследовании принимают участие около 15 тысяч учителей из примерно двух тысяч школ более чем 50 регионов России.
Справочно
Количество часов на изучение русского языка и литературы в отечественной школе последовательно растет. Так, в примерных учебных планах на изучение русского языка и литературы отводится от 4 до 9 часов в неделю.
В соответствии с действующим ФГОС на изучение русского языка и литературы отводится 2685 часов на всех уровнях образования, таким образом, примерно каждый четвертый урок в школе – урок русского языка и литературы. На 125 часов в год выросло количество часов по сравнению с базисным учебным планом (БУП) 1998 г., а по сравнению с базисным учебным планом 2004 г. – на 138 часов в год. БУП 1998 года предусматривал на это 2560 часов на всех уровнях образования, БУП ГОС 2004 года – 2547 часов.
Также отметим, что значительно сократилось количество учащихся, не прошедших итоговую аттестацию по русскому языку.
Выпущены обновленные требования к оснащению учебным оборудованием кабинетов русского языка и литературы, в которых учтены современные тенденции и новые методы в преподавании предметов, в частности компьютерное оборудование и лицензионное ПО.