Дмитрий Ливанов рассказал о приоритетных проектах в сфере образования
В Кремле под председательством Владимира Путина состоялось первое заседание Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. О главном в сфере образования рассказали премьер Дмитрий Медведев и министр Дмитрий Ливанов. В частности, по словам главы Правительства, в фокусе будет развитие электронных форм образования.
Председатель Правительства РФ, говоря о развитии образования, заявил, что будет продолжена программа строительства новых школ, рассчитанная на среднесрочную перспективу, поддержка и повышение общего качества университетского образования.
«В фокусе проектного управления будет развитие электронных форм образования, причём на всех этапах образовательного процесса: в школе, в университете, при повышении квалификации, при переобучении. Последнее особенно важно, имея в виду ситуацию на рынке труда», — отметил Дмитрий Медведев.
Развитие среднего профессионального образования также в числе важных направлений. «Речь идёт о внедрении современных стандартов подготовки с учётом нового технологического цикла и о выстраивании полноценного взаимодействия образовательных учреждений с базовыми предприятиями и потенциальными работодателями. Эта деятельность начиналась и раньше, но всё-таки такого полноценного характера она пока не приобрела«, — пояснил премьер.
По словам Дмитрия Ливанова, опыт реализации майских указов высветил ряд проблем, решение которых требует концентрации сил и проектного управления. «Именно на решение этих проблем направлены приоритетные проекты в образовании», — уточнил глава Минобрнауки РФ.
Как пояснил Дмитрий Ливанов, на ближайшие десять лет в общем образовании министерство видит задачу выстраивания современной среды, интегрирующей школьное и дополнительное образование.
Кроме того, поставлена задача исключения сменного обучения. Строительство и реконструкция школ должны не только позволить обеспечить продуктивную занятость детей в программе основного образования, но и сделать практически универсальным дополнительное образование. Здания школ во вторую смену смогут использоваться для проектной деятельности, занятий по интересам, в том числе совместно с организациями дополнительного образования, в них могут реализовываться и программы образования и отдыха во время каникул.
— Развивая школьную среду, мы не можем не думать о безопасности детей. Во‑первых, все обучающиеся в школах со значительным износом зданий будут переведены в новые здания, — рассказал министр. — Во‑вторых, в крупных городах мы будем создавать механизмы взаимодействия образовательных организаций дополнительного образования и школ, чтобы детям не нужно было проезжать полгорода для того, чтобы позаниматься спортом или научиться рисовать, например.
Второй проект, о котором рассказал Дмитрий Ливанов, связан с цифровой образовательной средой. «Наполнения созданной информационной среды пока недостаточно: и школьники, и студенты всё больше пользуются зарубежными образовательными ресурсами. Мы предлагаем к 2020 году сделать прорыв в доступности отечественных цифровых образовательных ресурсов на всех уровнях образования и выйти на глобальный рынок таких образовательных ресурсов», — пояснил глава Минобрнауки РФ.
В школьном образовании планируется обеспечить активное создание образовательных ресурсов и их привязку к программе так, чтобы учителю было легко использовать эти ресурсы при планировании и проведении уроков. Совокупность таких ресурсов должна позволить обеспечить качественное и персонифицированное образование любому ребёнку в России, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, живущим в сельской, отдалённой местности.
К 2020 году ведомство намерено догнать страны-лидеры по использованию онлайн-ресурсов в высшем образовании.
«В части высшего образования мы создадим отечественную систему электронного образования, которая будет включать в себя не менее тысячи открытых вузовских учебных курсов и модулей. В их создании будут участвовать ведущие российские университеты, с обязательным привлечением работодателей к формированию содержания», — сообщил Дмитрий Ливанов.
Планируется, что такая сетевая платформа обеспечит доступ для студентов к лучшим образовательным программам в стране независимо от того, где они учатся, в том числе исключит практику заочного псевдообразования. Заочные программы будут реализовываться на базе курсов, подготовленных самыми сильными университетами. Для того чтобы вся эта система работала, будут внедрены механизмы по учёту результатов освоения онлайн-курсов в рамках традиционных образовательных программ. Эта система должна стать мощным фактором популяризации и продвижения русского языка за рубежом, развития культурного влияния России за границей и источником знаний для организации широкого дополнительного образования взрослых людей.
— Сегодня мы чётко видим направление модернизации программ и инфраструктуры среднего профессионального образования, она необходима для подготовки кадров с квалификацией мирового уровня по наиболее востребованным и перспективным профессиям, — перешел министр к третьему пункту выступления, посвященному СПО. — Для этого мы обновим содержание и технологии среднего профессионального образования, вовлечём бизнес в реализацию программ СПО и в повышение квалификации соответствующих преподавателей, а именно программы среднего профессионального образования, наиболее инвестиционно привлекательные для вложений со стороны частного сектора.
Будет сформирована современная система мониторинга программы СПО, в том числе с использованием инструментов профессионально-общественной аккредитации, с учётом мониторинга трудоустройства выпускников. Мотивировать выпускников школ к получению среднего профессионального образования планируется через движение «Молодые профессионалы». Численность его участников к 2020 году достигнет миллиона человек.
Четвёртый приоритет – это программа повышения конкурентоспособности высшего образования, которая должна обеспечить вхождение не менее пяти вузов в первую сотню авторитетных международных университетских рейтингов к 2020 году. Минобрнауки РФ предлагает дополнить эту задачу ещё одной: чтобы не менее 15 вузов вошли в первые 250 вузов мира.
«Ключевая задача здесь – это создание в наших университетах заделов технологического превосходства, центров капитализации знаний, активного включения их в реализацию проектов национальной технологической инициативы. К 2020 году в наших университетах будет функционировать сеть центров научно-технологического превосходства, характеризующихся высокой результативностью научно-исследовательской деятельности, в том числе высокой степенью коммерциализации результатов исследований», — рассказал глава профильного ведомства.
В Минобрнауки РФ уверены, что отечественные университеты к 2020 году смогут привлечь около пяти тысяч учёных, работающих на переднем крае науки, которые обеспечат научное, технологическое и интеллектуальное лидерство нашей страны.
По информации kremlin.ru
http://ug.ru/news/18960