С 1 июля выпускникам-бакалаврам закрыли доступ к замещению руководящих и высших постов в системе госуправления
30 июня президент России Владимир Путин подписал федеральный закон » О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», сообщает ЕНВ.
Нововведения предусматривают дополнительные «фильтры» для кандидатов на замещение государственных постов в таких категориях как «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп. С 1 июля занимать эти посты не могут лица, имеющие высшее образование, но закончившие только бакалавриат, даже при наличии соответствующего стажа или работы по специальности, знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Данная поправка была внесена только в ФЗ о государственной гражданской службе, к кандидатам на замещение муниципальных должностей она не относится.
Напомним, в сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу, созданному для сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Войдя в единое образовательное пространство, в котором сегодня состоят все страны Европы (кроме Монако и Сан-Марино), а также Казахстан, Турция, Армения, Азербайджан и Грузия, Россия взяла на себя обязательство до 2010 года реформировать национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации. Ключевое положение этого документа, ратифицированного в настоящий момент 48 странами мира, заключается во ведении двухциклового обучения: предварительного (бакалавриат) и выпускного (магистратура). Первый цикл длится не менее трёх лет (в нашей стране – это четыре года). Второй — ведет к получению степени магистра. Таким образом, с 2011 года прием абитуриентов на большинство направлений российских вузов ведется исключительно на бакалавриат (а не на специалитет, как ранее).
«Принятие этого закона не просто актуально и своевременно. Его мы ждали ещё тогда, когда вводили в систему образования «бакалавриат — магистратура» — комментирует канд.полит.наук, зав. каф. политологии ДВФУ, эксперт-политолог ЦСИ «Черный куб» Наталья Коломейцева. «По большому счёту, присоединение к Болонской системе образования дало нам некоторые положительные моменты, но больше поставило перед нами вопросов. Казалось бы «ломать не строить», но ломать старую систему ещё советского образования оказалось непросто. Минобрнауки встретил большое сопротивление со стороны вузовской среды, и я признаюсь, что оно было во многом обосновано. Кроме того, брать чужой аналог наполовину — оказалось весьма пагубно, и коли мы согласились на изменение нашей системы, которая к слову, считалась лучшей в мире и не только на постсоветском пространстве, нужно идти до конца или же возвращаться обратно к отправной точке. Введя бакалавриат, а по-русски, «незаконченное высшее», мы снизили степень образованности в масштабах государства ровно на один год обучения в вузе. Человек так устроен, что чаще идёт по пути наименьшего сопротивления. Получив диплом об образовании в рамках бакалавриата, не все идут в магистратуру. Я признаюсь, что мы потеряли очень многих. Мы не додали знаний, тех знаний, которые получали специалисты. Тем временем, диплом гособразца получен, и работодатель чаще всего не разбирается, что это за диплом. А год недополученных знаний не может не отражаться на общем уровне профессионализма окончившего вуз работника. Так что законопроект очень был нужен!»
«Параллельно с указанной выше проблемой появилась и ещё одна. Мы до сих пор не понимаем стратегического вектора образования в рамках магистратуры. Экспертное сообщество разделилось. Одни уверены, что в магистратуре должны обучаться только бакалавры по этой специальности. К примеру, в магистратуру по политологии имеют право поступать только бакалавры-политологи. Сегодня это не так. Сейчас даже ветеринар с высшим образованием может окончить магистратуру и быть магистром политологии. Но Вы же понимаете, что это нонсенс. Можно ли сделать из ветеринара политолога за два года? Уверено отвечаю, нет.» — заключила Наталья Коломейцева.
Другая часть экспертов полагает, что магистратура должна быть для всех и каждого. Следующий вопрос, вызывающий непреодолимые противоречия у экспертного сообщества — о содержательной стороне образовательной программы магистратуры: или это сужение и формирование конкретного набора профессиональных навыков (например, бакалавр юриспруденции, а магистр в области таможенного права), или же, наоборот, поворот в сторону расширения профессиональных взглядов и углубления в науку. Первое, как образовательный продукт готовы потреблять многие, второе сегодня чаще используется в вузах страны.
Проект о внесении изменений в законы о государственной и муниципальной видах службы внесло правительство РФ в начале 2016 года. При этом, текст поправок, касавшихся «образовательного фильтра» для госслужащих был подготовлен как минимум за два года до этого: проект правительства был растиражирован в российских медиа еще в конце февраля 2014 года. В данных поправках, которые полностью совпадают с итоговой версией ФЗ, законодателем устанавливаются перечни должностей государственной службы, соответствующие определенным уровням образования, получение которых обязательно для кандидатов:
- для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры;
- для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования;
- для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.
При этом, согласно статье 3 подписанного президентом закона, данные требования не распространяются на лиц, получивших высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года, а также на тех бакалавров, которые до момента вступления закона в силу (1 июля 2016 г.) были назначены на указанные должности, в отношении занимаемых постов.
Для того, чтобы понять, насколько принятый закон является значимым, достаточно посмотреть на структуру органов государственной власти. В период оптимизации структуры государственной и муниципальной властив России, основная нагрузка приходится как раз на чиновников высшего звена. Например, применительно к Приморскому краю, после принятия поправок, 40% должностей в территориальном органе Росспотребнадзора и 75% должностей в аппарате Законодательного Собрания Приморского края с 1 июля 2016 г. не смогут замещаться лицами, окончившими только бакалавриат.
Кроме того, согласно федеральному закону, и государственные, и муниципальные служащие ежегодно должны предоставлять отчет об интернет-страницах, на которых размещена личная информация (аккаунты соцсетей, страницы в блогах, форумах и т.п.). То же самое должны сделать кандидаты на замещение государственных и муниципальных должностей за три года до поступления на гражданскую службу. По словам директора ЦСИ «Чёрный куб» Юрия Коломейцева, необходимость данной поправки, как и предыдущей, назревала не один год. По мнению главы политологического центра, информационное воздействие, которому подвергается Россия на протяжении уже более двух лет, вынуждает российские власти идти на меры по регулированию сети Интернет.
«Именно сегодня не только власть, но и российская общественность должны быть уверены в уровне профессиональной этики и порядочности лиц, замещающих государственные должности в условиях напряженной политическо-экономической международной обстановки, дополнительно подрываемой в последнее время глобальными террористическими угрозами«, — отметил политолог Юрий Коломейцев.
http://novostivl.ru/msg/21972.htm