О российском образовании в контексте общемировых тенденций

ОЭСР: мировые тенденции и национальные традиции

В последние годы модернизация российского образования реализуется в контексте вхождения РФ в мировое образовательное пространство. Для осуществления этой важной миссии необходимо держать руку на пульсе происходящих изменений и сверять курс с общемировыми тенденциями.

Доклад «Взгляд на образование – 2015. Индикаторы «ОЭСР» является авторитетным источником актуальной информации о состоянии образования в мире. В документ входят сведения о структуре, финансировании и результатах развития образовательных систем стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития, а также стран-партнеров, среди которых находится и Россия.

Качество образования – качество жизни

В последние годы модернизация российского образования реализуется в контексте вхождения РФ в мировое образовательное пространство. Для осуществления этой важной миссии необходимо держать руку на пульсе происходящих изменений и сверять курс с общемировыми тенденциями.

Качество образования и качество жизни – одни из главных ориентиров мировой политики сегодня. Качество жизни определяет качество образования, его приоритеты и основные направления развития. В свою очередь, образование детерминирует качество жизни через такие его составляющие, как уровень экономического развития, здравоохранения, культуры, социальной политики.

В докладе ОЭСР мысль о взаимодействии этих двух категорий является, пожалуй, ключевой. Основной акцент сделан на том, что люди с более высоким уровнем образования, как правило, активнее вовлечены в процессы, происходящие вокруг них. Речь идет не только о показателях занятости и заработка, прямо пропорциональных уровню образования. Указывается и на более ответственное отношение среди образованных взрослых к своему здоровью, их активную гражданскую позицию и высокую социальную ответственность.

Отмечается любопытная закономерность: мужчины с высшим образованием в среднем живут на восемь лет дольше, чем окончившие только среднюю школу. Объясняется это тем, что люди с высшим образованием в меньшей степени страдают от вредных привычек. Что касается нашей страны, то в России зависимость между продолжительностью жизни и уровнем образования последний раз фиксировалась в 1998 году, после чего этот пункт был исключен из актов гражданского состояния.

Существует надежда, что повышающаяся образованность населения будет способствовать не только улучшению условий его жизнедеятельности, но рано или поздно позволит свести на нет международные конфликты, если, конечно, получаемое образование будет качественным.

В странах ОЭСР в среднем более 80 процентов взрослых с высшим образованием трудоустроены, по сравнению с более 70 процентами людей, получивших полное среднее образование или послесреднее нетретичное образование (начальное профессиональное образование на базе полной средней школы), и менее 60 процентами взрослых без полного среднего образования. Взрослые, получившие третичное образование, также зарабатывают в среднем примерно на 60 процентов больше, чем взрослые, получившие только полное среднее образование.

Количество против качества

Качество образования – мировой тренд, взятый на вооружение большинством развитых и развивающихся стран, в том числе Россией. Однако результаты воплощения этого принципа на практике в нашей стране, к сожалению, не являются утешительными.

По данным обзоров ОЭСР за 2014 и 2015 годы, население Российской Федерации – одно из самых образованных в мире: по доле населения с третичным образованием она опережает все страны, а по доле населения с высшим образованием уступает только десяти наиболее развитым странам. Однако высокий уровень образованности населения дает в России гораздо меньший эффект, чем в других странах. По мнению аналитиков, РФ создала конвейерную систему образования, которая штампует дипломы, но не готовит студентов к реальной работе и внесению продуктивного вклада в развитие страны. Каковы же причины такой ситуации?

Исследования показывают, что россияне слишком поздно идут в школу и ежедневно проводят за учебой меньше времени, чем их зарубежные сверстники. Занятость детей 4-6-летнего возраста дошкольным образованием в РФ является относительно низкой: в 2013 году процент зачисления детей этого возраста в дошкольные учреждения в нашей стране составлял 79 процентов, что на 9 процентов меньше, чем в среднем по странам ОЭСР. Количество лет, потраченное на обучение у людей в возрасте от 5 до 39 лет, ниже – около 14, чем в странах ОЭСР – около 16.

Также большое значение имеют такие факторы, как профессиональная ориентация, непрерывное обучение и сопутствующий профессиональный рост. Поскольку продолжительность среднего общего образования в России является недостаточной по мировым меркам, это приводит к раннему переходу выпускников школ на третичный образовательный уровень, что, в свою очередь, не способствует успешному профессиональному самоопределению. Отсюда и соответ­ствующие результаты: массовые отказы от работы по полученной в рамках учебного заведения профессии и снижение эффективности системы третичного образования в целом.

Согласно опросам представителей взрослого населения от 24 до 65 лет, Россия занимает одно из последних мест среди европейских стран по количеству принимающих участие во всех видах непрерывного обучения. В рамках формального образования процент от числа опрошенных составляет 3, дополнительного – 12, самообразования – 26. Для сравнения: по первому пункту на первом месте в мире находится Великобритания (15), по второму – Люксембург (68), по третьему – Словакия (84).

Между тем непрерывное образование в современном мире получает статус социальной технологии, обеспечивающей рост человеческого капитала, – одной из ключевых ценностей в современном обществе. Этот рост, как известно, невозможен без финансовых инвестиций.

Преподавательская сила в странах ОЭСР стареет: в 2013 году 36 процентов учителей средней школы находились в возрасте 50 лет и старше. В среднем эта доля выросла на 3 процента с 2005 по 2013 годы по странам с сопоставимыми данными.

Базис и надстройка

Еще один мировой тренд последних лет – сокращение государственных расходов на образование. Во многих странах ОЭСР из-за глобального экономического кризиса в период с 2010 по 2012 годы средняя доля государственного финансирования третичных вузов снизилась с 69 до 64 процентов соответственно.

Сегодня Россия финансирует образование в соответствии с уровнем своего экономического развития, но этого явно недостаточно для превращения образования в значимый фактор модернизации экономики и укрепления позиций на мировом рынке образовательных услуг. Ни одна страна до сих пор не была успешной в модернизации при затратах менее 7 процентов от валового внутреннего продукта: в России этот показатель составляет около 4,3 процента, в дальнейшем предполагается его сокращение до 4,1 – 3,5 процента от ВВП.

Наряду с этим значимым для развития любой страны является взаимодействие экономической и социальной сфер. Согласно сравнительным показателям финансирования основных направлений социальной сферы в России и в среднем по странам ОЭСР, на образование Россия направляет 3,9 процента от ВВП, страны ОЭСР – 5,27 процента, на здравоохранение – 3,6 и 6,6 процента, на социальную поддержку – 0,5 и 2,26 процента, на пенсионное обеспечение – 8,6 и 10,8 процента.

Подобные соотношения свойственны развивающимся странам с относительно небольшой долей образованных людей и высокой социальной дифференциацией. Очевидно, что Россия, обладая статусом одного из лидеров по показателям образованности населения, демонстрирует неадекватные результаты. Качество российского образования, вопреки мировым тенденциям, не оказывает никакого влияния на экономическое развитие страны и уровень дифференциации в обществе.

Можно констатировать, что экономическую устойчивость нельзя обеспечить, не решив социальные проблемы, равно как и наоборот: недостаточное финансирование социальных проектов приводит к снижению динамики их реализации и качества получаемых результатов.

В России уровень занятости выпускников высших учебных заведений в возрасте 25-64 лет в 2013 году составлял 83 процента (довольно близкий к среднему показателю в странах ОЭСР). Люди с высшим образованием чаще трудоустраивались, чем люди, имеющие полное среднее образование. В свою очередь, последние трудоустраивались чаще (на 23 процента), чем люди с уровнем образования ниже среднего общего.

Посткризисный синдром

К числу последствий кризиса и общемировым тенденциям эксперты ОЭСР относят снижение заработной платы педагогов и интереса к преподавательскому труду. Сюда можно отнести и невысокий уровень владения навыками в области информационно-коммуникационных технологий среди представителей педагогического цеха.

В годы, последовавшие за кризисом, заработная плата учителей была заморожена или сокращена таким образом, что количество стран, в которых отмечался рост заработной платы, в реальном выражении с 2008 по 2013 годы снизилось примерно до каждой второй страны ОЭСР.

Учителя, которые участвовали в международном исследовании преподавания и обучения ОЭСР – 2013 (TALIS), сообщили, что одно из направлений, в рамках которого необходимо серьезное повышение квалификации, – это развитие навыков ИКТ для преподавания.

Самый низкий процент владения ИКТ среди взрослого населения – по сравнению со странами, участвующими в исследовании, – отмечен в России. Всего 29 процентов учителей начальной и средней школы владеют компьютерными технологиями на достойном уровне. В странах ОЭСР этот показатель в среднем составляет 47 процентов.

Акцент в сторону этой проблемы неслучаен: современная школа является базовым звеном становления личности, а для выполнения миссии по ее формированию сообразно современным социальным запросам педагог должен быть подготовлен адекватным образом. Особенно такая подготовка важна в сфере информационно­-коммуникационных технологий.

Посмотрим на данные статистики по странам ОЭСР. Около 57 процентов трудоустроенных взрослых с хорошим уровнем навыков в информационно-коммуникационных технологиях и решении проблем участвуют в официальных и/или неформальных образовательных программах, финансируемых работодателями. Только 9 процентов взрослых, не имеющих возможности пользоваться компьютером и не имеющих достаточных навыков решения проблем, участвуют в таких программах. Из этого можно заключить, что современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Проведенные по всему миру исследования инновационных процессов в образовательных системах показывают, что многие нововведения в области образования не удается осуще­ствить потому, что на подготовку к ним преподавателей затрачено слишком мало усилий или ресурсов. Профессиональный долг преподавателя – быть в курсе изменений в области ИКТ, как относящихся к преподаваемой им дисциплине, так и на рынке труда.

То же самое можно сказать и про развитие навыков проблемного мышления: современному человеку и профессионалу необходимо не только уметь управлять информационными процессами, но и владеть культурой мышления, позволяющей анализировать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезы ее решения и уметь применять их на практике.

Глобализация и спецификация

Участие стран в международных исследованиях и сопоставительных анализах на сегодняшний день является необходимым инструментом формирования не только образовательной, но и других видов политики. Здесь важен взвешенный и объективный подход как со стороны организаторов, так и со стороны участников процесса.

Однако к такого рода сравнениям в условиях глобализации следует подходить очень осторожно: принимать во внимание социально-экономическую и национально-культурную специфику отдельных стран, удерживаясь от умонастроений националистического или космополитического толка.

Для России в период масштабной модернизации образовательной системы возможность развиваться в контексте общемировых тенденций представляется особенно актуальной, равно как и способность сохранять и преумножать отечественные традиции, осуществляя тем самым реальный, а не формальный переход к новой модели образования и социально-экономических отношений.

Информация с сайта