«Лучшая инклюзивная школа России» находится в Новосибирске.
Пятерка финалистов конкурса: воронежская школа №92, школа № 27 из Пензы, московская школа «Ковчег» и школа поселка Звездный Пермского края, новосибирская школа №34, она и стала «Лучшей инклюзивной школой России» в 2016 году.
Ежегодный конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» проводится уже в третий раз. Он направлен на выявление лучших практик в развитии и внедрении инклюзивных образовательных технологий. В этом году за звание «Лучшей инклюзивной школы» боролись 95 учебных учреждений из 56 субъектов Российской Федерации.
Лариса Фальковская, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России: «Школы, принимающие участие в конкурсе, смогут стать ресурсным центром для других образовательных организаций, оказывать помощь различным школам и педагогам».
Конкурсантам пришлось преодолеть два этапа испытаний. На первом – региональном – этапе представители исполнительной власти субъектов Российской Федерации определили четырех финалистов – лучших школ в каждой из четырех номинаций, и готовили описания лучших практик инклюзии. На всероссийском этапе члены жюри анализировали эти описания. В итоге были выбраны победители в четырех номинациях: лучшая инклюзивная школа, лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию, лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе.
Церемония награждения победителей, прошедшая 25 октября, стала площадкой для обмена опытом между учителями, представителями школ, специалистами по инклюзивному образованию и дала возможности для дальнейшего внедрения инклюзии в образовательные учреждения страны.
«Участие образовательных учреждений в государственной программе по инклюзии образования увеличилось с 2% в 2011 году до 20% в настоявшее время», — об этом заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева в ходе торжественной церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа Россия».
«Самое главное, что в России наконец-то накопился опыт инклюзивного образования. Для многих детей с особыми образовательными потребностями включение в инклюзию может стать лучшим началом большого жизненного пути, поэтому мы обязаны предоставить им такую возможность, – подчеркнула О.Ю. Васильева. – Я хочу сказать большое спасибо за тот неоценимый вклад педагогов, которые работают с детьми с особыми образовательными потребностями. Вы учите добру и взрослых, и детей. Я с радостью хочу сказать, что этот конкурс будет продолжен и станет доброй традицией до тех пор, пока инклюзия не станет нормой и обычным явлением в нашей любой российской школе».
С 1 сентября 2016 года вступили в силу новые стандарты для обучения в начальной школе, которые предполагают, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включаются в общий образовательный процесс.
Глава ведомства подчеркнула, что сегодня важно научить общество доброте. «Доброте как маленьких, так и больших. Конечно, те проценты, которые я вам сказала — 2% и 20% — это огромный сдвиг, но еще этого недостаточно, потому что мы должны двигаться вперед, и вот эти уроки доброты, они должны касаться каждого. Меня, вас, наших соседей, людей, которые просто живут рядом с нами», — подчеркнула Васильева. Министр отметила, что также в инклюзии очень важны роль педагога и роль родителей.
По статистике каждая пятая школа в России считается инклюзивной. По факту цифры будут скромнее. Ведь дело не только в том, чтобы зачислить ученика с особенностями в развитии в школу и сделать пандус. Надо создать условия. Инклюзивные школы гораздо затратнее обычных. Там обязательно предусматривают комнаты психологической разгрузки, оборудуют коридоры и туалеты, отдельные места в классе (иногда и это требуется). В штате есть дефектологи, помощники учителя и тьюторы.
Педагог, который ведет занятие в инклюзивном классе, должен быть готовым к тому, что ученик у него сможет сидеть на уроке только 10-15 минут, а не 45. И контрольную работу даже на тройку ему не написать — общие требования ему не всегда под силу.
Самые сложные ученики в инклюзивных школах — аутисты. Для каждого из них нужна своя программа обучения: кто-то воспринимает только письменную информацию — значит, учитель должен общаться с помощью специальных карточек «Сиди тихо», «Открой книгу». Кто-то ориентируется на звук — с таким надо разговаривать, читать и писать ему трудно. А бывает, что ученику достаточно положить книгу не на плоский стол, а на наклонную поверхность или на подставку — и он начинает воспринимать материал. Чем объяснить такие особенности аутистов — пока никто не знает, но только в одной Москве 60 тысяч таких детей. Статистики по России нет, но известно, что за последние 10 лет число детей с аутизмом стало в 10 раз больше. Этот диагноз ставят каждому 68-му ребенку. Число детей-инвалидов, увы, тоже с каждым годом растет. В России их сегодня 550 тысяч. И большая часть родителей мечтает, чтобы их дети ходили в обычную школу.
Для справки: конкурс проводится в рамках Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 г.», организатор – Министерство образования и науки Российской Федерации, операторы-исполнители: РООИ «Перспектива», ООО «АСКЕТ», Российская академия образования. Партнеры конкурса: Московский городской педагогический университет, Международный арт-терапевтический клуб, МИА «Россия сегодня». Федерация настольных спортивных игр России.
Информация с сайтов:
Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива»
Лучшая инклюзивная школа | Лучшая практика психолого-педагоги-ческого сопровождения инклюзивного образования | Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию | Лучшие практики профориен- тационной работы в инклюзивной школе |
|
---|---|---|---|---|
Победитель | Муниципаль- ное бюджетное общеобразо-вательное учреждение «Средняя общеобразо-вательная школа № 34», г. Новосибирск | Муниципальное общеобразо-вательное автономное учреждение основная общеобразо-вательная школа №3 городского округа города Райчихинска Амурской области | Муниципальное бюджетное общеобразо- вательное учреждение средняя общеобразо-вательная школа «Школа будущего», поселок Б. Исаково, Калининградской области | Муниципальное бюджетное общеобразо-вательное учреждение «Средняя общеобразо-вательная школа № 84», Томская область |
Лауреат 1 степени | Муниципальное бюджетное общеобразо-вательное учреждение средняя общеобразо-вательная школа № 92, г. Воронеж | Государственное бюджетное общеобразо-вательное учреждение города Москвы "Школа № 2110 "Многопрофильный образовательный комплекс "Марьино" | Тамбовское областное государственное автономное образо-вательное учреждение «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Котовск, Тамбовской области | Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4», г. Москва |
Лауреат 2 степени | 1. Государственное бюджетное общеобразо-вательное учреждение города Москвы «Школа №1321 «Ковчег». 2. Муниципальное бюджетное общеобразо-вательное учреждение средняя общеобразо-вательная школа №27, г. Пенза | Муниципальное бюджетное общеобразо-вательное учреждение «Средняя общеобразо-вательная школа № 21» г. Шахты Ростовской области | Государственное бюджетное общеобразо- вательное учреждение города Москвы “Центр образования «Технологии обучения»”, г. Москва | Казенное общеобразо-вательное учреждение Воронежской области «Елань-Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Воронежская область |
Лауреат 3 степени | Муниципальное бюджетное учреждение начальная общеобразо-вательная школа ЗАТО Звёздный, Пермский край | Муниципальное бюджетное общеобразо-вательное учреждение «Средняя общеобразо-вательная школа №3» города Губкина Белгородской области | Муниципальное бюджетное образова-тельное учреждение «Лицей №10» г. Белгорода | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №15» для детей с ограниченными возможностями здоровья», Удмуртская Республика |