Приняты меры по уменьшению отчетной нагрузки учителей.
Письмо Министерства образования и науки РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 16.05.2016 г. № НТ-604/08/269 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»
Письмо Общероссийского профсоюза образования «О дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» от 07.07.2016 г. No 323
Приложение к письму Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. No 323 «Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»
16.05.2016 г. утверждено Письмо Министерства образования и науки РФ и Общероссийского Профсоюза образования № НТ-604/08/269 с рекомендациями по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей. В них, в частности, указано следующее:
Официальный сайт образовательной организации
Первоочередная роль в сокращении отчетности отводится официальному сайту школы, откуда контролирующие органы должны брать всю основную информацию: «В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ школа должна иметь (предоставлять) основные документы Ведение документов, размещение их на сайте школы, создание и ведение сайта школы является обязанностью администрации школы».
Запросы информации, находящейся в открытом доступе на сайтах школ, должны быть исключены.
Должностные обязанности учителя
Четко прописаны должностные обязанности учителя, которые, в соответствии с указанными квалификационными характеристиками, предусматривают ведение электронного журнала и дневников обучающихся.
А при выполнении учителем функций классного руководителя учитель ведет классный журнал и документацию, связанную с выполнением соответствующего плана работы.
В соответствии с Федеральным планом статистических работ предполагается сбор только двух форм, включающих сведения о контингенте обучающихся и деятельности образовательных организаций.
Аттестация и рабочие программы
В рекомендациях определен пакет документов, необходимых при проведении аттестации, в целях исключения требований о составлении учителями отчётной документации.
Изменения коснулись и рабочих программ: число обязательных разделов рабочей программы снижено по предметам, модулям, дисциплинам с восьми до трёх.
В документе подчеркнуто, что снижение административной нагрузки должно коснуться, в первую очередь, образовательные организации со стабильно высокими показателями качества образования.
Основной вывод документа: следует исключить от образовательных организаций внешние запросы информации и документов, которые размещены в открытом доступе (на сайте).
Письмо Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. No 323
«О дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»:
Должностные обязанности учителя
В данном документе поясняется, какие виды работ, непосредственно связанные с составлением отчётной документации, учитель выполняет в рамках должностных обязанностей:
- разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ; причем Законом № 273 предусмотрена разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организацией, а не рабочей программы конкретного учителя.
Органы исполнительной власти и организации дополнительного профессионального образования не вправе устанавливать обязательную для использования типовую структуру рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Следует руководствоваться требованиями ФГОС для проведения их качественного (содержательного), а не количественного (формального) анализа.
- ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся: предлагается исключить практику дублирования ведения электронных и бумажных журналов и дневников, а также выполнять только контрольно-оценочную деятельность.
Отчеты и фотоотчеты по реализации образовательных мероприятий
В разъяснениях требуется исключить:
практику запроса у учителей планов реализации методической темы, отчётов об их выполнении и иной избыточной документации;
составление учителями отчётной документации при реализации мероприятий, предусмотренных календарём образовательных событий. Руководителям организаций адресовано указание не допускать практику переадресации учителям, в том числе осуществляющим функции классных руководителей, подготовку отчётов и фотоотчётов о реализации тех или иных образовательных событий, поскольку в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа (часть 6 статьи 47 Закона № 273), а не составление отчётов о её выполнении
Дополнительные обязанности — только с письменного согласия и за дополнительную плату
В документе перечисляется, какие дополнительные обязанности, непосредственно связанные с образовательным процессом, могут выполнять учителя с их письменного согласия за дополнительную оплату:
- Классное руководство.
- Проверка письменных работ.
- Заведование учебными кабинетами.
- Руководство школьными методическими объединениями
Также добровольно и за дополнительную оплату учителя могут выполнять непедагогическую работу:
- сбор и (или) обработка информации о несовершеннолетних лицах, проживающих на территории микрорайона, составление связанных с нею видов отчётной документации
- выполнение функций секретаря на заседаниях педагогического и иных советов образовательной организации.
Аттестация
Дополнительные разъяснения упрощают также и прохождение аттестации.
Как следует из Порядка аттестации, ни при аттестации в целях установления квалификационной категории, проводимой по желанию педагогических работников, ни при аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, осуществляемой на основе оценки их профессиональной деятельности, не предполагается представление учителями какой-либо отчётной документации. В связи с этим рекомендуется исключить практику запроса у учителей конспектов и (или) диагностических карт уроков, а также планов подготовки к государственной итоговой аттестации, отчётов об их выполнении и т.п.
- Прохождение аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемым должностям.
Порядком аттестации предусматривается возможность (а не обязанность) предъявления учителями дополнительных сведений для их аттестации в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям, а не составления самого представления.
- Прохождение аттестации в целях установления квалификационной категории.
Порядком аттестации не предполагается направление (представление) учителями в аттестационную комиссию каких-либо документов, материалов и информации, кроме заявления с указанием квалификационной категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории.
Для исключения требований к учителям о составлении отчётной документации при проведении аттестации в целях установления квалификационной категории рекомендуется возложить сбор данных на органы исполнительной власти.
Подчеркнём, что Консалтинговая группа «Инновационные решения» оказывает услуги по информационному сопровождению сайтов образовательных организаций. Подробнее >>