Приняты меры по уменьшению отчетной нагрузки учителей.

повышение квалификации, профессиональная переподготовка

Письмо Министерства образования и науки РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 16.05.2016 г. № НТ-604/08/269 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»

Письмо Общероссийского профсоюза образования «О дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» от 07.07.2016 г. No 323

Приложение к письму Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. No 323 «Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»

16.05.2016 г. утверждено Письмо Министерства образования и науки РФ и Общероссийского Профсоюза образования № НТ-604/08/269 с рекомендациями по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей. В них, в частности, указано следующее:

Официальный сайт образовательной организации

Первоочередная роль в сокращении отчетности отводится официальному сайту школы, откуда контролирующие органы должны брать всю основную информацию: «В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  школа должна иметь (предоставлять) основные документы Ведение документов, размещение их на сайте школы, создание и ведение сайта школы является обязанностью администрации школы».

Запросы информации, находящейся в открытом доступе на сайтах школ, должны быть исключены.

Должностные обязанности учителя

Четко прописаны должностные обязанности учителя, которые, в соответствии с указанными квалификационными характеристиками, предусматривают ведение электронного журнала и дневников обучающихся.

А при выполнении учителем функций классного руководителя учитель ведет классный журнал и документацию, связанную с выполнением соответствующего плана работы.

В соответствии с Федеральным планом статистических работ предполагается сбор только двух форм, включающих сведения о контингенте обучающихся и деятельности образовательных организаций.

Аттестация и рабочие программы

В рекомендациях определен пакет документов, необходимых при проведении аттестации, в целях исключения требований о составлении учителями отчётной документации.

Изменения коснулись и рабочих программ: число обязательных разделов рабочей программы снижено по предметам, модулям, дисциплинам с восьми до трёх.

В документе подчеркнуто, что снижение административной нагрузки должно коснуться, в первую очередь, образовательные организации со стабильно высокими показателями качества образования.

Основной вывод документа: следует исключить от образовательных организаций внешние запросы информации и документов, которые размещены в открытом доступе (на сайте).

Письмо Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. No 323
«О дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»:

Должностные обязанности учителя

В данном документе поясняется, какие виды работ, непосредственно связанные с составлением отчётной документации, учитель выполняет в рамках должностных обязанностей:

  1. разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ; причем Законом № 273 предусмотрена разработка рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организацией, а не рабочей программы конкретного учителя.

Органы исполнительной власти и организации дополнительного профессионального образования не вправе устанавливать обязательную для использования типовую структуру рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Следует руководствоваться требованиями ФГОС для проведения их качественного (содержательного), а не количественного (формального) анализа.

  1. ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся: предлагается исключить практику дублирования ведения электронных и бумажных журналов и дневников, а также выполнять только контрольно-оценочную деятельность.

Отчеты и фотоотчеты по реализации образовательных мероприятий

В разъяснениях требуется исключить:

практику запроса у учителей планов реализации методической темы, отчётов об их выполнении и иной избыточной документации;

составление учителями отчётной документации при реализации мероприятий, предусмотренных календарём образовательных событий. Руководителям организаций адресовано указание не допускать практику переадресации учителям, в том числе осуществляющим функции классных руководителей, подготовку отчётов и фотоотчётов о реализации тех или иных образовательных событий, поскольку в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа (часть 6 статьи 47 Закона № 273), а не составление отчётов о её выполнении

Дополнительные обязанности — только с письменного согласия и за дополнительную плату

В документе перечисляется, какие дополнительные обязанности, непосредственно связанные с образовательным процессом, могут выполнять учителя с их письменного согласия за дополнительную оплату:

  1. Классное руководство.
  2. Проверка письменных работ.
  3. Заведование учебными кабинетами.
  4. Руководство школьными методическими объединениями

Также добровольно и за дополнительную оплату учителя могут выполнять непедагогическую работу:

  • сбор и (или) обработка информации о несовершеннолетних лицах, проживающих на территории микрорайона, составление связанных с нею видов отчётной документации
  • выполнение функций секретаря на заседаниях педагогического и иных советов образовательной организации.

Аттестация

Дополнительные разъяснения упрощают также и прохождение аттестации.

Как следует из Порядка аттестации, ни при аттестации в целях установления квалификационной категории, проводимой по желанию педагогических работников, ни при аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, осуществляемой на основе оценки их профессиональной деятельности, не предполагается представление учителями какой-либо отчётной документации. В связи с этим рекомендуется исключить практику запроса у учителей конспектов и (или) диагностических карт уроков, а также планов подготовки к государственной итоговой аттестации, отчётов об их выполнении и т.п.

  1. Прохождение аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемым должностям.

Порядком аттестации предусматривается возможность (а не обязанность) предъявления учителями дополнительных сведений для их аттестации в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям, а не составления самого представления.

  1. Прохождение аттестации в целях установления квалификационной категории.

Порядком аттестации не предполагается направление (представление) учителями в аттестационную комиссию каких-либо документов, материалов и информации, кроме заявления с указанием квалификационной категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории.

Для исключения требований к учителям о составлении отчётной документации при проведении аттестации в целях установления квалификационной категории рекомендуется возложить сбор данных на органы исполнительной власти.

Подчеркнём, что Консалтинговая группа «Инновационные решения» оказывает услуги по информационному сопровождению сайтов образовательных организаций. Подробнее >>