В России создается единая система оценки качества образования, включающая ЕГЭ, ГИА-9, НИКО, ВПР и исследование профессиональных компетенций педагогов

повышение квалификации, профессиональная переподготовка

В конце октября глава Рособрнадзора Сергей Кравцов представил публике складывающуюся в России единую систему оценки качества образования (ЕСОКО). Он перечислил пять основных принципов, на которых будет базироваться система:

1. оценка является составной частью учебного процесса;

2. оценка должна быть объективной;

3. нужно оценивать то, чему мы учим (формируется ядро содержания образования);

4. формат оценивания влияет на содержание обучения (отсюда — уход от тестовой части ЕГЭ);

5. результаты оценивания должны использоваться корректно.

Международные исследования — первая подсистема ЕСОКО

ЕСОКО состоит из нескольких подсистем. Первая из них относится к участию России в международных исследованиях. В частности, программа PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) выявляет уровень и качество чтения и понимания текста учащимися 4-х классов. В ней, по словам Сергея Кравцова, Россия демонстрирует хорошие результаты, что позволяет сделать вывод о высоком качестве образования в начальной школе. В исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), проверяющем качество математического и естественнонаучного образования в 4, 8 и 11 классах, наша страна также входит в число лучших.  Еще одно авторитетное международное исследование — PISA (Programme for International Student Assessment) выявило проблемы в российском образовании. PISA проводит мониторинг качества образования в школе среди 15-летних учащихся по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая, естественнонаучная и компьютерная грамотность. В 2012 году российские школьники показали результаты ниже среднего.

Однако, весной 2016 года в исследовании PISA добровольно приняли участие все школы Москвы , и их результаты оказались одними из лучших в мире. По мнению Сергея Кравцова, «определенное финансирование» тут ни при чем:

— В Москве по итогам каждого года проводится объективное оценивание школьников, есть объективная аттестация учителей и назначение директоров после соответствующего отбора, оценивания, защиты. На качество образования эти факторы оказывают очень сильное влияние, — подчеркнул глава ведомства.

Итоговая аттестация — вторая подсистема ЕСОКО

Следующий элемент ЕСОКО — это итоговая аттестация: единый государственный экзамен и ГИА в 9 классах. Сергей Кравцов называет ЕГЭ ключевым, но не главным элементом системы. «ЕГЭ демонстрирует итоги обучения. Главный акцент следует делать на основной школе. Исследования показывают, что там сосредоточены основные проблемы», — отметил глава Рособрнадзора, добавив, что если эти проблемы не решать, то на итоговых аттестациях они только углубляются.

ЕГЭ трансформируется: почти по всем предметам уходит тестовая часть с выбором ответов. В экзамене по русскому языку будет устная часть.  Новая модель экзамена по литературе предполагает отказ от кратких ответов в пользу заданий, требующих развернутых ответов. Создается модель сдачи информатики на компьютерах.

Относительно ЕГЭ у чиновников нет претензий к уровню объективности этого экзамена. К сожалению, этого нельзя сказать про остальные испытания, в частности, про итоговое сочинение: «Бывает, что за сочинение ученик получает отличную оценку, а потом на ЕГЭ выявляются проблемы с русским языком», — подчеркнул Сергей Кравцов. Также оценки ГИА-9 не всегда объективны. В результате ученик, получивший несоответствующую оценку, переходит в старшую школу, где затем сталкивается «с объективным экзаменом».

Рособрнадзор полагает повысить качество образования путём увеличения количества предметов по выбору в ГИА-9. «Не надо бояться тех или иных результатов. Они же объективные, — призвал Сергей Кравцов. — Нужно с ними работать. Если мы не знаем объективной ситуации, мы не понимаем, как и над чем работать».

Национальное исследование качества образования (НИКО) — третья подсистема ЕСОКО

НИКО — это срезы знаний, аналогичные международным исследованиям. В России, в частности, уже состоялись НИКО в 4, 5, 6-х классах, которые показали проблемные зоны по основной школе.

Наблюдается определенная тенденция: от 4 к 6 классам качество образования снижается. В этом возрасте у детей снижается учебная мотивация, их занимают другие интересы. При отсутствии объективной внешней оценки … появляется педагогическая запущенность, которую очень сложно преодолеть в старшей школе. Поэтому именно именно 4, 5, 6 классу нужно уделять особое внимание, — подчеркнул Сергей Кравцов.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) — четвертая подсистема ЕСОКО

ВПР школьники пишут по итогам года обучения. Эти контрольные работы создают в соответствии с ФГОС на федеральном уровне, а результаты учащихся заносят в информационную систему, что, по словам главы Рособрнадзора, позволяет работать с этими данными и видеть, какие проблемы с качеством знаний есть в той или иной школе.

Теперь в 4-х классах ВПР по русскому, математике и окружающему миру станут обязательными. Добровольно ВПР по русскому языку напишут в этом году 2-е и 5-е классы. Кроме того, выполнить контрольные федерального масштаба предложат и 11-классникам.

«Это делается для того, чтобы усвоение и обучение было не только по тем предметам, которые сдаются в ЕГЭ, но по всем предметам, — пояснил Сергей Кравцов. — Зачастую происходит так, что школы или учащиеся делают акцент только на тех предметах, которые нужны для сдачи ЕГЭ. Такая позиция неправильная. Образование должно быть общее… Анализ результатов ВПР позволяет сделать выводы о качестве полного общего образования в целом».

Уже известно, что в контрольных работах не будет тестовых заданий. Предполагается добровольное участие выпускных классов в ВПР, однако, некоторые региональные министры образования проявили инициативу (в частности,  об этом уже заявил министр образования Карелии Александр Морозов) и рекомендуют школам написать ВПР.

Исследование профессиональных компетенций учителей — пятая подсистема ЕСОКО

Планируется также деперсонифицированная проверка и оценка предметных и методических компетенций учителей. Проведенные исследования по русскому языку, математике и истории показали удручающую картину, что предметные знания не сформированы у примерно 10-15% учителей.

— Как мы можем требовать качества образования, если сам учитель не решает простейшие задания по математике или не знает правил русского языка? — задался риторическим вопросом Сергей Кравцов.

По его словам, это исследование поможет сформировать задания для проведения объективной аттестации учителей и впоследствии будет способствовать решению имеющихся проблем. По итогам такой аттестации для оказания «соответствующей методической помощи» учителей будут направлять на курсы повышения квалификации.

Отметим, компания «Инновационные решения» предлагает широкий спектр курсов повышения квалификации по 10 модулям, ориентированным на учителей начальных классов.

В итоге — инспекция

Таким образом, предполагается, что все перечисленные элементы будут работать в единой системе. Результаты же этого оценивания должны использоваться институтами повышения квалификации и методическими кабинетами.

Инспекция в системе школьного образования остается важнейшим элементом, — подчеркнул Сергей Кравцов. — Инспекция должна работать не с теми школами, которые показывают объективно хорошие результаты, а с теми, которые показывают низкие либо необъективные. С необъективными результатами нужно разбираться, с низкими инспекция должна работать, формируя программу методической поддержки, помощи данной школе. То есть она должна носить не карательный, а развивающий характер.

При этом, как считают в Рособрнадзоре, к инспекции должны подключаться лучшие директора и учителя, которые на практике показывают хорошие результаты — дабы помочь слабой школе в преодолении трудностей. А уж если школа не будет эти рекомендации выполнять, ее ждут административные меры.

«При этом ИПК также должны помогать школе в реализации методических рекомендаций, которые подготовила инспекция. Вот тогда у нас будет все в единой системе, тогда мы будем понимать, какую необходимо оказать методическую поддержку конкретной школе, конкретному ученику», — подытожил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Информация с сайта «Учительской газеты»