Итоги круглого стола «Профессиональный стандарт педагога: новые возможности развития российской системы образования»

повышение квалификации, профессиональная переподготовка

15 декабря в МИА «Россия Сегодня» прошел мультимедийный круглый стол на тему: «Профессиональный стандарт педагога: новые возможности развития российской системы образования». Мероприятие приурочено к Всероссийской конференции по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога, которая состоится 20 декабря 2016 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете.

В круглом столе приняли участие:

  • ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, академик Российской академии образования Виталий РУБЦОВ;
  • директор Центра образования № 109, академик Российской академии образования Евгений ЯМБУРГ;
  • директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим РАЧЕВСКИЙ;
  • член-корреспондент Российской академии образования Александр КОНДАКОВ;
  • ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, член регионального штаба ОНФ в г. Москве Алексей ГУСЕВ.

Евгений Ямбург, являющийся председателем рабочей группы по разработке профессионального стандарта учителя, подробно осветил подходы к разработке стандарта и проблемы его внедрения. По словам Ямбурга, стандарт планируется как инструмент реализации стратегии образования, инструмент повышения качества образования и объективный измеритель труда учителя.  При этом Евгений Александрович заверил, что понятие «стандарт» не будет ограничивать свободу творчества учителя, так как наряду с невариативной, обязательной частью (знание предмета и ИКТ) в нем заложена вариативная «творческая» часть. Что касается сроков внедрения профстандарта, Евгений Ямбург подчеркнул, что вводить и требовать его исполнения одномоментно нельзя.  По его мнению, с точки зрения реализации Профессионального стандарта учителя на местах существует две опасности: слишком быстрое внедрение и, наоборот, отказ от внедрения до получения официального приказа. Поэтому как на этапе подготовки документа, так и на этапе его внедрения необходим системный подход. Кроме того, необходимо собрать и проанализировать мнения участников профессионального педагогического сообщества (для этого проводятся открытые конференции, работает сайт стандартпедагога.рф, куда можно направлять свои пожелания, комментарии и идеи). Рабочая группа по подготовке Профессионального стандарта педагога предлагает провести двухлетний подготовительный и апробационный период и ввести стандарт в действие не раньше 2019 года.

Алексей Гусев от имени Национальной родительской ассоциации сообщил, что родительская общественность одобряет подход к введению трех уровней профессионального роста педагога и работу над созданием наградной культуры. Также Алексей Гусев считает необходимым проводить возрождение педагогической службы в связке с повышением квалификации. В заключение он попросил обратить внимание на место педагогов дошкольного образования в свете готовящихся изменений.

Ректор МГППУ Виталий Рубцов сообщил, что на мероприятии будут рассмотрены два основных вопроса: что наработано для профессионального стандарта и какие результаты уже достигнуты. С точки зрения педагогического образования Рубцов отметил, что в условиях увеличения в школах количества детей, имеющих трудности в обучении, будущим учителям необходима более основательная психологическая и дефектологическая подготовка.

Директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский признался, что профстандарт «надоел как проект». Рачевский предлагает не откладывать внедрение стандарта до 2019 года, провести апробацию и начать реализацию до 2018 года. Ефим Лазаревич привел наглядный пример с введением видеонаблюдения на дорогах: правонарушения прекратились только после того, как камеры были повешены, а не до этого момента. То же самое и с введением профессионального стандарта: сознание общества зависит от обстоятельств. Также Рачевский подчеркнул, что профессиональный стандарт педагога должен быть связан с 83-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).

Александр Кондаков, член-корреспондент РАО и разработчик действующего ФГОС, обратил внимание на то, что введение образовательных стандартов (ФГОС) должно проходить в параллели с изменением стандартов педобразования. И в настоящее время профессиональный стандарт педагога может стать «мостиком» между этими стандартами. Кроме того, Александр Михайлович предложил вовлечь в обсуждение стандарта педагога представителей бизнес-общественности, так как именно бизнес является одним из крупнейших «заказчиков» системы образования.

Развернутое общественное обсуждение Профессионального стандарта педагога будет продолжено на конференции 20 декабря в МГППУ. Получить более подробную информацию и связаться с организаторами конференции можно через сайт:  конференция.стандартпедагога.рф.

Видеозапись прошедшего круглого стола доступна по ссылкеhttp://pressmia.ru/pressclub/20161214/951339791.html.

Информация с сайта