Новые требования к музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС

повышение квалификации, профессиональная переподготовка
С 1 января 2014 года в законную силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения внес ФГОС в музыкальное развитие дошкольников, и как теперь измениться профессиональная деятельность музыкального руководителя?

Первое, на что следует обратить внимание, ознакомившись с программой музыкального воспитания по ФГОС в ДОУ — это направленность документа на социализацию и индивидуализацию развития личности ребенка, начиная с 2 месяцев и заканчивая 8 годами. Музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении содержания программы музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС.

Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы в ДОУ по ФГОС теперь в рамках музыкального воспитания по Стандарту представлено в другой образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с двумя видами искусства: изобразительным и литературным. Это является большим плюсом в плане облегчения объединения нескольких видов искусства. Самое же главное в музыкальном развитии дошкольников по ФГОС — общение детей с произведениями искусства, развитие художественного восприятия, чувственной сферы, способности к интерпретации художественных образов, в этом все виды искусства одинаковы. Назначение любого из них — это отражение действительности в образах, и поэтому задача каждого специалиста, воспитателя заключается в обучении ребенка восприятию, размышлению, декорированию идеи художника, режиссера, писателя.

Цели музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО

формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в словесном, музыкальном, изобразительном), мира природы;

развитие эстетического отношения к окружающему миру;

формирование элементарных представлений о видах искусства через проекты по музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС;

восприятие фольклора, музыки, художественной литературы;

побуждение к сопереживанию литературным персонажам;

осуществление самостоятельного творчества детей (изобразительного, конструктивно-модельного, музыкального и др.).

Задачи музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

знакомство ребенка с прекрасным миром музыки;

развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры;

цветомузыкальное развитие детей в ДОУ;

формирование чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям;

развитие восприятия, сопереживания музыкальным произведениям и образам, развитие навыка детей — звукового сенсорного и интонационного, где музыка выступает в качестве языка, одного из многих, знакомства детей с миром человека, его эмоций, окружающим миром, миром предметов.

Виды деятельности в музыкальном развитии дошкольников по ФГОС ДО

В младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — эмоциональное в непринужденной форме общение с родителями, восприятие детской музыки, стихов, песенок, тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1 год — 3 года) — это восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Для дошкольников музыкальное развитие по ФГОС (3 года — 8 лет) происходит в виде различных игр, включая сюжетно-ролевую игру как основную деятельность дошкольников (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Программы и технологии музыкального развития дошкольников по ФГОС

В соответствии со Стандартом музыкальное воспитание по ФГОС в ДОУ дошкольников осуществляется на основе программы, разработанной музыкальным руководителем, и помимо основной общеобразовательной программы, может включать в себя и авторские наработки, технологии.

Программа музыкального воспитания по ФГОС в ДОУ направлена на воспитанников детского сада, их потребности, интересы, а также возможности детского учреждения.

В соответствии со стандартом время на часть, формируемую участниками образовательных отношений составляет 40% от времени пребывания ребенка в детском саду, что предоставляет возможности для творчества музыкального руководителя.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в музыкальном развитии по ФГОС

Уважение взрослыми детей, участие в формировании положительной самооценки дошкольников, уверенности в собственных силах и способностях;

Использование в музыкальном воспитании в ДОУ по ФГОС форм и методов, соответствующих возрасту детей и их индивидуальным способностям (запрещается искусственно ускорять или замедлять процессы развития детей).

Построение образовательного процесса на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированного на возможности и интересы каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Содействие взрослых в доброжелательном отношении воспитанников друг к другу и их взаимодействия в различных видах детской деятельности по ФГОС;

Поддержка заинтересованности, инициативности дошколят в специфических для них видах деятельности в рамках музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС;

Предоставление воспитанникам возможности выбора — материалов, форм активности, участников общей деятельности и общения;

Защита детей от любых форм насилия — физического и психологического.

Какие цели преследует стандарт в рамках музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС

Обеспечение государством одинаково равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам их освоения

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

Источник

Наша компания предлагает возможность дистанционного повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений по актуальным темам:

«Организация образовательного процесса в группе детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования». Дистанционное повышение квалификации(36 ч) >>

«Организация игры в раннем и дошкольном возрасте (ролевой, режиссерской, с правилом), создание широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства». Дистанционное повышение квалификации (36 ч) >>

«Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и дошкольного возраста». Дистанционное обучение (36 ч) >>