Директор вправе решать, будет в школе ставка логопеда или нет.
Об этом сообщила министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева на прошедшем 3 апреля расширенном заседании коллегии Минобрнауки России. Участие в нем также приняли курирующие заместители Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец и А. В. Дворкович. Основным докладчиком выступила Министр образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильева. Минобрнауки России обнародовало данные о результатах своей работы в 2016 году, а также представило показатели по ключевым направлениям на текущий год.
Система образования Российской Федерации охватывает 30 млн детей и молодежи, включая более 7 млн дошкольников, около 15 млн школьников, более 2 млн студентов профессионального образования и около 5 млн студентов в высшем образовании, которые обучаются почти в 90 тыс. образовательных организациях. В государственных и муниципальных образовательных организациях работает около 5 млн работников, в том числе около 2,5 млн педагогических работников.
Говоря о дошкольном образовании в стране, О. Ю. Васильева отметила, что в настоящее время ведется точечная работа по ликвидации дефицита мест в детских садах в единичных регионах (где сохраняются очереди). Так, на финансирование строительства дошкольных учреждений в Республике Крым и г. Севастополь в текущем году выделено 8 млрд рублей.
В части общего образования продолжается активная работа, направленная на ликвидацию двухсменного обучения школьников. В 2016 году было создано 167 911 новых мест в общеобразовательных организациях.
«Начиная с 2017 года данная задача будет решаться в рамках приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников», который нацелен на строительство новых школ в регионах России и создание современных условий для обучения школьников», — рассказала Министр.
Что касается дополнительного образования детей, то доступ к нему в настоящее время имеют 7 из 10 детей в России или 69% ребят. Становятся популярными дополнительные общеобразовательные программы технической и естественнонаучной направленности. По словам О.Ю. Васильевой, совместно с Агентством стратегических инициатив в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в регионах создаются детские технопарки. В 2016 году открыто 17 технопарков, столько же будет создано и в текущем 2017 году.
Положительная динамика зафиксирована в 2016 году и в сфере защиты прав детей, на 17% уменьшилось число детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с началом года, и составило в итоге – 59,1 тыс.
С 1 сентября 2016 года вступили в силу ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В школах создаются архитектурные условия для инклюзивного образования — по итогам 2016 года таких школ более 10 тысяч.
С целью улучшения условий обучения в сфере профессионального образования в 2016 году созданы 7 межрегиональных центров компетенций, оснащенных современным и высокотехнологичным оборудованием. В рамках чемпионатного движения WorldSkills в России ежегодно будут готовиться 5 тысяч экспертов и 5 тысяч преподавателей. В мае 2017 года состоится финал V Национального чемпионата WorldSkills, затем национальная сборная примет участие в мировом чемпионате WorldSkills Competition в г. Абу-Даби.
Одно из масштабных направлений в работе Министерства – развитие российской науки. Инвестиции в эту сферу достигли в прошедшем году 915 млрд рублей, что на 67 млрд руб. больше чем в прошлом году, и важно, что основной рост – это инвестиции из реальной экономики. По предварительным данным российская наука достигла в мировом потоке 2,41%, а это более 39 тыс. статей.
Также в своем докладе Ольга Юрьевна Васильева подчеркнула особую роль педагогов, отметив необходимость возвращения в школы логопедов.
«На сегодняшний день в школы в первый класс придут 58% детей, которые имеют фонематические проблемы, а это значит, что, не имея логопедов в школе, мы не можем двигаться — пробелы в знаниях будут очевидны. Эта проблема должна решаться на региональном уровне — директор вправе решать, будет у него ставка логопеда или нет», — пояснила Министр.