Задачи Минобрнауки на 2017 год

Общеминистерские вопросы
Реализация основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года.
Реализация мероприятий Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Выполнение задач в сфере образования и науки, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на
2012-2017 годы».
Реализация государственных программ Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» и «Развитие науки и технологий
на 2013-2020 годы».
Реализация «дорожных карт» изменений в сфере образования и науки, направленных на повышение эффективности образования и науки, с проведением комплексного мониторинга соответствующих структурных изменений.
Организация проектной деятельности Минобрнауки России по реализации приоритетных проектов в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации «Образование», а также формирование и реализация ведомственного «портфеля» приоритетных проектов (программ).
Разработка проектов федеральных законов, а также правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусмотренных в соответствующих планах Министерства образования и науки Российской Федерации.
Развитие современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.
Осуществление мониторинга системы образования в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования.
Привлечение общественности и экспертного сообщества к обсуждению вопросов образования и науки.
Обеспечение открытости деятельности Минобрнауки России в рамках Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти.
Развитие и внедрение единой межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.
Разработка концепции создания цифровой образовательной среды Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации.
Совершенствование кадровой политики Министерства.
Совершенствование механизмов проведения контрольно-ревизионных мероприятий Министерства с одновременным снижением контрольной нагрузки на подведомственные организации.
Повышение эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве.
Бюджетная политика
Формирование проекта федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.
Внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов.
Обеспечение сохранения (или увеличения) объемов расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий ГПРО и ГПРНТ, а также расходов Минобрнауки России на уровне не ниже показателей, утвержденных законом о федеральном бюджете на 2016 год.
Повышение эффективности финансовой деятельности и качества финансового менеджмента в образовательных организациях, подведомственных Минобрнауки России.
Реализация мероприятий по предотвращению нарушений вузами законодательства в сфере регулирования платных образовательных программ.
Общее образование
Обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет.
Реализация региональных «дорожных карт», предусматривающих меры по обеспечению доступности дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет на период до 2020 года.
Обеспечение 100% введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) во всех
организациях, реализующих программы дошкольного образования, и сопровождение реализации (ФГОС ДО).
Поддержка дошкольного семейного образования путем развития сети консультативных (центров) служб для родителей с детьми дошкольного возраста.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 7 классах.
Разработка предметных концепций по иностранным языкам, физике, химии, биологии.
Внесение изменений в ФГОС общего образования в части требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основных образовательных программ начального, основного общего образования, к структуре программы воспитания обучающихся при получении начального основного общего образования.
Реализация утвержденных концепций преподавания и изучения учебных предметов.
Реализация Комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования.
Формирование национальной системы учительского роста.
Дополнительное образование детей
Увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам (не менее 69%), в том числе дополнительным общеобразовательным программам технической и естественнонаучной направленности (не менее 7%), включая обучающихся на базе технопарков «Кванториум».
Совершенствование работы по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи.
Совершенствование Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, а также Положения о предоставлении и выплате грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования.
Реализация мероприятий государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» среди обучающихся всех образовательных организаций страны.
Развитие школьной спортивной инфраструктуры сельских школ.
Совершенствование работы по развитию школьного и студенческого спорта.
Совершенствование работы по организации отдыха детей и их оздоровления, обеспечение ежегодного мониторинга летней оздоровительной кампании и разработка нормативных правовых актов по реализации Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 465-фз.
Развитие условий для изучения русского языка детьми и молодежью зарубежных стран, стран постсоветского пространства и соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Реализация Концепции развития дополнительного образования детей, развитие кадрового потенциала дополнительного образования детей; введение нормативно — подушевого финансирования, персонифицированного финансирования, равного доступа негосударственных учреждений к бюджетным ассигнованиям.
Апробирование модели обучения специалистов в сфере воспитания в рамках обучения по педагогическим специальностям, формирование первого кадрового резерва системы воспитания.
Совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи, реализация комплекса мер по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях.
Среднее профессиональное образование
Реализация приоритетного проекта «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»).
Апробация новых ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям СПО в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.
Повышение квалификации и переподготовка управленческих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций.
Продолжение работы по развитию 7 межрегиональных центров компетенций.
Продолжение работы по развитию инклюзивного среднего профессионального образования в Российской Федерации.
Организация и проведение Всероссийских олимпиад профессионального мастерства.
Поддержка системы национальных чемпионатов рабочих профессий «Молодые профессионалы» в рамках движения «Ворлдскиллс Россия» и подготовка к проведению мирового чемпионата по профессиональному мастерству в 2019 году в г. Казани.
Проведение III национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью Абилимпикс.
Проведение мониторингов качества подготовки кадров и трудоустройства выпускников по программам среднего профессионального образования.
Совершенствование способов учета и развития инструментария мониторинга системы непрерывного образования взрослых.
Высшее образование
Сохранение высоких показателей уровня доступности высшего образования.
Развитие инструментов доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Повышение практико-ориентированности образовательных программ, расширение взаимодействия образования и организаций реального сектора экономики.
Повышение международной конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров.
Поддержка университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов – оплотов развития территорий (в рамках реализации приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций»).
Обеспечение нормативных условий реализации онлайн-курсов, обеспечивающих освоение дисциплин (модулей) образовательных программ среднего, высшего и дополнительного образования, включая создание системы оценки их качества (в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации»).
Завершение работы по приведению федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для работы в Арктической зоне Российской Федерации.
Дальнейшая модернизация педагогического образования.
Укрепление кадрового потенциала в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса.
Укрепление кадрового потенциала образовательных организаций высшего образования за счет кадрового резерва для замещения должностей руководителей вузов.
Совершенствование системы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре как уровне высшего образования.
Поэтапная реализация новой модели государственной научной аттестации — формирование перечня научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права самостоятельно создавать на своей базе диссертационные советы, присуждать ученые степени и выдавать соответствующие дипломы.
Поэтапное формирование сети диссертационных советов с учетом оценки показателей их научного и кадрового потенциала, особенностей различных областей знаний, отраслей науки и групп научных специальностей, а также глобальных трендов современного научно-технологического развития.
Наука и инновации
Реализация Стратегии научно-технологического развития России на долгосрочный период.
Осуществление перехода на эффективные финансовые механизмы, включая грантовое (длительностью 3-5 лет) и проектное финансирование, адресное финансирование постоянных позиций ведущих ученых.
Создание полноценной комфортной системы налогообложения, устраняющей экономические барьеры для предприятий и организаций,
инвестирующих средства в развитие науки и использующих ее результаты.
Привлечение средств крупных отечественных компаний к инвестированию средств в научные фонды.
Выполнение государственными компаниями программ инновационного развития, основанных на реализации приоритетных инновационных проектов, сформированных с учетом технологических прогнозов и «дорожных карт» повышения конкурентоспособности.
Участие в реализации национальной технологической инициативы.
Обеспечение национальной подписки на ведущие мировые издательства и международные индексы научного цитирования для научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Развитие инструментов и форм поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства.
Реализация мер государственной поддержки создания и развития инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации.
Завершение работы над законопроектом «О научной, научно-технической, инновационной деятельности в Российской Федерации», создающим благоприятные условия для самореализации и научного творчества ученого, устанавливающим прозрачные принципы научной карьеры, основанные на репутации ученого, открытой и конкурентной системы поддержки науки, перспективных результатах,
коммуникаций с бизнесом, выстраивании научных проектов от идей до производства.
Развитие инструментов и форм поддержки участия российских организаций и ученых в международном научно-технологическом сотрудничестве, включая реализацию совместных программ и проектов, в том числе в рамках проектов мегасайнс.
Молодежная политика
Обеспечение эффективной системы социализации и самореализации молодежи.
Развитие деятельности органов студенческого самоуправления и студенческих объединений как действенного механизма воспитания активной гражданской позиции молодежи.
Реализация плана мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Формирование системы поддержки молодежных и детских общественных объединений.
Организация и проведение в 2017 году в России XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Развитие инфраструктуры молодежной политики, в тои числе реализация автоматизированной информационной системы «Молодежь России».
Защита прав детей
Сокращение численности вновь выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Расширение перечня и повышение качества оказываемых услуг, в том числе в сфере подготовки кандидатов и сопровождения семей при наличии детей с ОВЗ старшего возраста и имеющих братьев и сестер.
Повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мониторинг внедрения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовка педагогов и разработка специальных учебников и учебно-методической литературы в соответствии с ФГОС ОВЗ.
Создание федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии на базе Псковского центра лечебной педагогики.
Проведение всероссийских мероприятий в сфере профилактики асоциального поведения обучающихся.
Обеспечение доступности качественного образования и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам с девиантным (общественно опасным) поведением.
Повышение эффективности деятельности и совершенствование межведомственного взаимодействия всех учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по оказанию своевременной помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и защите их прав.
Международное сотрудничество
Осуществление мероприятий по обеспечению реализации Межгосударственной программы сотрудничества государств-участников СНГ в
инновационной сфере на период до 2020 года.
Проведение мероприятий и реализация проектов, направленных на развитие интеграции в сфере образования, науки, технологий и инноваций в рамках ЕАЭС, ШОС, а также на сопряженном пространстве Экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС.
Осуществление мероприятий по формированию единого научно-технологического и общего образовательного пространства в рамках Союзного государства.
Оказание содействия в вопросах восстановления и развития системы образования республик Южная Осетия и Абхазия.
Продолжение выполнения решений 7-го и 8-го саммитов БРИКС, участие в мероприятиях БРИКС в сферах образования, науки, технологий, инноваций и молодежной политики.
Укрепление сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона на двусторонней и многосторонней основах в рамках международных организаций АСЕМ, АТЭС, АСЕАН.
Расширение взаимодействия с Евросоюзом (ЕС) по вопросам научно-технологического сотрудничества, в том числе в рамках Рабочего плана мероприятий инициативы «Партнерство для модернизации».
Обеспечение современного развития научно-исследовательского и образовательного секторов Российской Федерации, расширение географии международного научно-технического и образовательного сотрудничества, продвижение российских приоритетов на двусторонней основе и в международных организациях путем реализации проектов и участия в мероприятиях, в том числе ОЭСР, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ООН, ЧЭС, ШОС, Совет Европы.
Подготовка международных соглашений об участии иностранных государств в проектах по созданию крупных научных исследовательских установок класса «мега-сайенс» на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе проведение переговоров о подписании соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) о предоставлении России статуса ассоциированного члена ЦЕРН.
Подготовка к подписанию Соглашения об учреждении и функционировании Университета Шанхайской организации сотрудничества в рамках Московского международного салона образования (ММСО 2017).
Продолжение переговорной работы по соглашениям о признании документов об образовании и ученых степеней с Великобританией, Испанией, Польшей, Республикой Кореей и Индией.
Проведение конгрессных и выставочных мероприятий в России и за рубежом в соответствии со Сводным планом выставочно-конгрессных мероприятий на 2017 год.
Контрольно-надзорная деятельность
Совершенствование организации, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности, в рамках выполнения плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р, обеспечение информированности общественности о результатах проводимых контрольно-надзорных мероприятий.
Применение мер предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение нарушений юридическими и должностными лицами законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Совершенствование проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.