Павел Андреевич, многие родители хотят сегодня отдать детей с ограниченными возможностями в инклюзивные школы. Что лучше для ребенка с нарушением зрения?
Издательства стали выпускать новые учебники с крупным шрифтом. Они у вас есть? Содержание в них такое же, как и в обычных?
Павел Суворов: У нас уже есть такие учебники. До этого крупношрифтовые учебники не обновлялись лет, наверное, 20. Содержание в них абсолютно такое же, как и в обычных. Но если в обычной школе у ребенка один учебник, то в нашей это 3-4 книги. Есть специфика в подаче материала, графические и цветовые особенности. Мы занимаемся не только по печатным книгам, но и по электронным учебникам. Единственное отличие от обычных школ в том, что у нас есть дети, которые учатся не 11, а 12 лет. Началка у них заканчивается в 5-м классе.
Слово «спецшкола» больше родителей не пугает?
Павел Суворов: Образование меняется и коррекционные школы очень изменились, они становятся чем-то вроде ресурсных центров для обычных школ и учат их, как работать с особенными детьми. Школы между собой контактируют. Родители очень хорошо реагируют на такую открытость. Недавно к нам пришла девочка, которую хотели отдать в престижный кадетский корпус. Перед поступлением им сказали, что есть проблемы со зрением и лучше пойти в спецшколу. Родители сначала испугались — ребенка надо отдать в коррекционную школу, в школу-интернат, потом пришли к нам, посмотрели и остались довольны. Сейчас девочка учится у нас по обычной программе, с минимальной помощью.
Раньше в коррекционных школах ученикам давали профессию. Как сейчас? У вас есть мастерские?
В каких вузах есть условия для обучения студентов-инвалидов — пандусы, лифты, книги со шрифтом Брайля, штаты сурдопереводчиков и тифлопедагогов?
Павел Суворов: Проблема в том, что многие вузы располагаются в зданиях, которые не предназначены для обучения инвалидов. Например, в здании, где учатся незрячие студенты, обязательно должны быть контрастные входы и выходы: если стена белого цвета, то дверь должна быть темной. Белые пластиковые двери практически неразличимы для слабовидящих, если стена тоже белая. Пороги не нужны или их надо опять-таки обозначить. Мы учим ребят ориентироваться в здании с помощью специальных мнемокарт, которые можно пощупать. Такое обучение пространственной ориентировки для студентов обязательно надо проводить и в вузах. Но сначала надо научить этому преподавателей. Курс — 72 часа. В Московском государственном гуманитарно-экономическом университете есть отдельная служба сопровождения студентов, и в вузе созданы условия для слабовидящих студентов.
Наша организация предлагает учителям и методистам записи вебинаров по обучению детей с ОВЗ