О состоянии конкуренции в системе образования в Российской Федерации.

повышение квалификации

Из доклада Министерства образования и науки РФ:

  1. Показатели данных федерального статистического наблюдения в целом характеризуют увеличение образовательных услуг, предоставляемых частными образовательными организациями. Так в 2017 году осуществляли деятельность по реализации образовательных программ:

на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования – 855 общеобразовательных организаций с общей численностью обучающихся 118 373 человека (в 2016 году – 817 организаций и 113 521 обучающийся соответственно);

в сфере дополнительного образования детей – 363 организации, которые посещали 108 015 детей (в 2016 году – 295 организаций и 86 664 ребенка соответственно);

на уровне среднего профессионального образования – 317 профессиональных образовательных организации и 73 филиала этих организаций с общей численностью обучающихся 178 344 человека, численность лиц, поступивших на обучение в частные профессиональные образовательные организации, составила в 2017 году 69 302 человека, завершивших обучение – 44 935 человек (в 2016 году – 283 организации и 74 филиала, 168 056 обучающихся, поступивших на обучение – 62 594 человека, завершивших обучение – 39 651 человек соответственно).

  1. Сохраняется положительная динамика увеличения численности обучающихся, получающих дошкольное образование или услугу присмотра и ухода в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми частной формы собственности (далее – ЧО) и у индивидуальных предпринимателей (далее – ИП).

По оперативным данным субъектов Российской Федерации в ЧО и у ИП получали дошкольное образование или услугу по присмотру и уходу: на 1 января 2017 года – 119 696 человек (из них 102 377 человек получали дошкольное образование), на 1 января 2018 года – 125 880 человек (из них 109 518 человек получали дошкольное образование), на 1 марта 2018 года – 129 072 человека (из них 112 244 человека получали дошкольное образование).

Число зарегистрированных ИП, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования или оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми, составило: на 1 января 2016 года – 700 человек, на 1 января 2017 года – 763 человека, на 1 января 2018 года – 837 человек, на 1 марта 2018 года – 844 человека.

В целом в негосударственном секторе в сфере дошкольного образования было создано в 2016 году 7 893 новых места, в 2017 году– 9 536 новых мест.

  1. Во исполнение решений, принятых 28 ноября 2017 года на заседании Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, в части повышения доступности дошкольного образования и разработки программы по созданию дополнительных мест в организациях, реализующих программы дошкольного образования, предусматривающей достижение к 2021 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трёх лет, Минобрнауки России разработало и протоколом заседания координационного совета проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 февраля 2018 г. № ОВ-4/08пр утвердило паспорт ведомственного проекта «Создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования» на 2018 — 2020 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 187 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет
в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования; также распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. № 306-р утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов на указанные цели.

Из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2018-2019 годах на создание новых мест для детей раннего возраста будет выделено 49 млрд. рублей. Субъекты Российской Федерации также выделят средства на софинансирование указанных мероприятий.

Субъектами Российской Федерации на период 2018-2020 годов в рамках соответствующих региональных «дорожных карт» предусмотрены мероприятия, направленные на повышение доступности дошкольного образования за счет развития вариативных форм: групп кратковременного пребывания, присмотра и ухода, семейных дошкольных групп, развития негосударственного сектора (частных детских садов и групп, созданных ИП, а также консультационных центров).

  1. В рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р, в адрес руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, были направлены:

информация о лучших практиках бюджетного финансирования частных дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в том числе созданных учреждениями профессионального и дополнительного образования, а также учреждениями культуры и спорта (письмо от 12 января 2017 г. № 08-25);

методические рекомендации по созданию в регионах семейных дошкольных групп, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, как структурных подразделений образовательных организаций или созданных индивидуальными предпринимателями, а также разъяснения норм федерального законодательства в части функционирования семейных дошкольных групп, в том числе созданных индивидуальными предпринимателями (письмо от 22 февраля 2017 г. № 08-364);

ежегодно подготавливаемая информация о реализации механизмов организации конкурентного оказания услуг и допуска организаций к оказанию услуг в сфере образования (на равных условиях для государственных (муниципальных) учреждений и негосударственных организаций) за счет бюджетного финансирования субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по направлению «Образование» (письма от 13 марта 2017 г. № ИК-621/18, от 20 декабря 2017 г. № ВП-1881/18).

  1. Сформирована необходимая нормативная правовая база государственной поддержки негосударственных форм дошкольного образования и приняты исчерпывающие меры по обеспечению возможностей деятельности ЧО.
    • Прежде всего, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

Указанное полномочие закреплено также в подпункте 13.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ).

Кроме того, предоставление субсидий организациям, не указанным в пункте 6 части 1 статьи 8 Закона об образовании и в подпункте 13.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, может осуществляться на основании иных норм федерального законодательства.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях является компетенцией органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим факт отсутствия ЧО на территории субъектов Российской Федерации не является нарушением федерального законодательства в сфере образования.

  • Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 432-ФЗ) предусмотрено право подать заявление на распоряжение средствами материнского капитала на оплату расходов, связанных с получением дошкольного образования, в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, а также направлять средства материнского капитала на получение образования ребенком в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Во исполнение Федерального закона № 432-ФЗ утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1713 «О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» (далее – изменения в Правила).

Данными изменениями в Правила предусмотрена возможность направлять средства материнского капитала на оплату оказываемых организацией платных образовательных услуг, что, в свою очередь, будет способствовать развитию негосударственного сектора в сфере дошкольного образования.

  1. По состоянию на начало 2017/18 учебного года в Российской Федерации негосударственный сектор образовательных организаций высшего образования (далее – образовательные организации, вузы) составляет около 34% от общего количества образовательных организаций высшего образования и их филиалов.

Вместе с тем произошло снижение показателей реализации частных образовательных услуг на уровне высшего образования. В 2017 году осуществляли деятельность 266 частных образовательных организаций высшего образования и 171 филиал этих организаций с общей численностью обучающихся 422 787 человек; численность лиц, поступивших на обучение в частные образовательные организации высшего образования, составила 107 721 человек, завершивших обучение – 146 235 человек (в 2016 году – 316 организаций и 243 филиала, 525 699 обучающихся, поступивших на обучение – 119 597 человек, завершивших обучение – 188 668 человек соответственно).

Начиная с 2015 года Минобрнауки России используется новый подход при установлении контрольных цифр приема (далее – КЦП) образовательным организациям высшего образования, распределяемых по итогам публичного конкурса, участвовать в котором могут все образовательные организации высшего образования, независимо от формы собственности.

Объем КЦП, установленный 41 негосударственному вузу на 2017/18 учебный год, составил почти 1500 человек, что соответствует уровню предыдущего учебного года.

Перечень укрупненных групп направлений подготовки и специальностей (далее — УГНС), по которым в негосударственные вузы в 2017/18 учебном году распределено наибольшее количество бюджетных мест по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата:

«Информатика и вычислительная техника» – 267 бюджетных мест;
«Экономика и управление» – 180 бюджетных мест;
«Юриспруденция» – 71 бюджетное место;
«Сервис и туризм» – 64 бюджетных места;
«Технологии легкой промышленности» – 60 бюджетных мест.
Перечень УГНС, по которым в 2017/18 учебном году распределено наибольшее количество бюджетных мест по образовательным программам высшего образования – программам магистратуры:
«Юриспруденция» – 101 бюджетное место;
«Экономика и управление» – 75 бюджетных мест;
«Психологические науки» — 63 бюджетных места;
«Информатика и вычислительная техника» – 34 бюджетных места;
«Социология и социальная работа» и «Сервис и туризм» — по 25 бюджетных мест.