Содержание и форма массового инженерного образования, на сегодняшний день, являются неутешительными.
28 июня 2018 года состоялось выездное заседание бюро Отделения профессионального образования Российской академии образования, на котором был заслушан доклад члена-корреспондента РАО, заведующего кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева Петра Федоровича Кубрушко «Развитие инфраструктуры системы технологической поддержки инженерного образования г. Москвы».
В рамках заседания бюро Отделения профессионального образования Российской академии образования состоялась встреча с первым проректором Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева Корнеевым Ильей Викторовичем.
В своем выступлении П.Ф. Кубрушко особое внимание уделил перспективам развития инженерно-технологического образования в России.
На рубеже 2025-2035 годов ожидается ряд технологических прорывов, среди которых сенсорная революция (массовый переход к использованию цифровых сенсоров, датчиков, исполнительных механизмов и систем управления), управление на базе математических моделей и цифровых данных всеми технологическими объектами и процессами, распространение нетрадиционных методов обработки материалов, роботизированных и автоматизированных систем, подключение технологических объектов к Индустриальному интернету, а также широкое использование природоподобных технологий (био-инжиниринг) и др.
Технологический прорыв требует обновления кадрового состава, поэтому изменения на рынке труда неизбежны.
По мнению Петра Федоровича уже к 2035 году изменение рынка труда в сторону роботизации приведет к замещению роботами рабочих профессий на 25-30%. В своем докладе П.Ф. Кубрушко подчеркивает, что в ближайшее время характерны быстрая смена квалификационных требований к работникам и отказ от систем пожизненного найма, формирование на рынке труда потребности в новых занятиях и профессиях, связанных с передовыми производственными технологиями, роботизацией производства и т.п.
Автор считает, что продвижения в области инженерного образования, на сегодняшний день, являются неутешительными. Одна из причин – содержание и форма массового инженерного образования. По мнению Петра Федоровича образовательная система, обладая инерционностью, не успевает адаптироваться к новым условиям. В условиях компрессии знаний, когда 50 % научных знаний производится в течение жизни одного поколения, требуются качественно иные подходы к решению вопроса, а технологизированный мир не поощряет людей к овладению знаниями – поисковые машины знают все.
В своем выступлении Петр Федорович Кубрушко подчеркнул, что решение задач инженерного образования начинается в школе. «Без повышения уровня школьного образования – не вывести на современный уровень инженерное. В последнее время этому уделяется много внимания. В том числе реализуется стратегия инженерных классов, основывающаяся на Стандарте глобального инженерного образования – CDIO, создающего среду, в которой начинающие инженеры должны уметь «Задумывать – Проектировать – Реализовывать – Управлять», – сказал П.Ф. Кубрушко.
Развитию инженерного образования в стране напрямую способствует развитие материально-технической базы общеобразовательных организаций на новой технологической основе (робототехника, фаблабы, станки с ЧПУ) и формирование системы учреждений дополнительного образования нового типа, таких как Кванториумы (детские технопарки), Ресурсные центры инженерных компетенций, STEM-центры или STEM-лаборатории, Центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) и Центры технологической поддержки образования (ЦТПО).