Содержание и форма массового инженерного образования, на сегодняшний день, являются неутешительными.

дополнительное образование

28 июня 2018 года состоялось выездное заседание бюро Отделения профессионального образования Российской академии образования, на котором был заслушан доклад члена-корреспондента РАО, заведующего кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева Петра Федоровича Кубрушко «Развитие инфраструктуры системы технологической поддержки инженерного образования г. Москвы».

В рамках заседания бюро Отделения профессионального образования Российской академии образования состоялась встреча с первым проректором Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева Корнеевым Ильей Викторовичем.

В своем выступлении П.Ф. Кубрушко особое внимание уделил перспективам развития инженерно-технологического образования в России.

На рубеже 2025-2035 годов ожидается ряд технологических прорывов, среди которых сенсорная революция (массовый переход к использованию цифровых сенсоров, датчиков, исполнительных механизмов и систем управления), управление на базе математических моделей и цифровых данных всеми технологическими объектами и процессами, распространение нетрадиционных методов обработки материалов, роботизированных и автоматизированных систем, подключение технологических объектов к Индустриальному интернету, а также широкое использование природоподобных технологий (био-инжиниринг) и др.

Технологический прорыв требует обновления кадрового состава, поэтому изменения на рынке труда неизбежны.

По мнению Петра Федоровича уже к 2035 году изменение рынка труда в сторону роботизации приведет к замещению роботами рабочих профессий на 25-30%. В своем докладе П.Ф. Кубрушко подчеркивает, что в ближайшее время характерны быстрая смена квалификационных требований к работникам и отказ от систем пожизненного найма, формирование на рынке труда потребности в новых занятиях и профессиях, связанных с передовыми производственными технологиями, роботизацией производства и т.п.

Автор считает, что продвижения в области инженерного образования, на сегодняшний день, являются неутешительными. Одна из причин – содержание и форма массового инженерного образования. По мнению Петра Федоровича образовательная система, обладая инерционностью, не успевает адаптироваться к новым условиям. В условиях компрессии знаний, когда 50 % научных знаний производится в течение жизни одного поколения, требуются качественно иные подходы к решению вопроса, а технологизированный мир не поощряет людей к овладению знаниями – поисковые машины знают все.

В своем выступлении Петр Федорович Кубрушко подчеркнул, что решение задач инженерного образования начинается в школе. «Без повышения уровня школьного образования – не вывести на современный уровень инженерное. В последнее время этому уделяется много внимания. В том числе реализуется стратегия инженерных классов, основывающаяся на Стандарте глобального инженерного образования – CDIO, создающего среду, в которой начинающие инженеры должны уметь «Задумывать – Проектировать – Реализовывать – Управлять», – сказал П.Ф. Кубрушко.

Развитию инженерного образования в стране напрямую способствует развитие материально-технической базы общеобразовательных организаций на новой технологической основе (робототехника, фаблабы, станки с ЧПУ) и формирование системы учреждений дополнительного образования нового типа, таких как Кванториумы (детские технопарки), Ресурсные центры инженерных компетенций, STEM-центры или STEM-лаборатории, Центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) и Центры технологической поддержки образования (ЦТПО).