Какие инженеры будут востребованы в ближайшие 5-10 лет?
В технические вузы в этом году поступают около 400 тысяч выпускников, которые выбрали на ЕГЭ профильную математику. Что такое инженерный спецназ? Об этом «РГ» рассказывает ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН Андрей Рудской.
Андрей Иванович, какие знания сегодня дают политехнические вузы? Есть ли гарантия, что завтра ваши выпускники будут востребованы цифровой экономикой?
Андрей Рудской: Вузам важно знать, какие компетенции будут актуальны не только сегодня, но и через несколько лет. Мы учим студентов мыслить нестандартно, по-новому. Ориентируем их на разработку технологий для создания и производства глобальных конкурентных продуктов. Учим компьютерному инжинирингу и конструированию продукции для фабрик будущего. Наши выпускники — инженеры XXI века, как мы говорим — инженерный спецназ России. Они обладают глубокими знаниями, широким кругозором, высоким уровнем профессиональных компетенций. Это позволяет с уверенностью говорить об их востребованности работодателями в рамках программы реализации цифровой экономики.
По данным Института физиологии РАО, лишь15 процентов детей выдерживают школьную нагрузку без ущерба для здоровья. Из кого выбирать будущих инженеров?
Андрей Рудской: Да, это проблема, с которой сталкиваются технические вузы. Около 20 процентов поступивших на первый курс хорошо знают материал. Остальных надо доучивать и математике, и физике. В школах должны быть учителя, которых учили грамотные профессора, доценты, а их, в свою очередь, надо готовить в педагогических и классических университетах с хорошей репутацией. Школы должны быть заточены на углубленное изучение базовых предметов. Нужны лицеи при университетах, центры поддержки одаренных детей, такие как «Сириус». Все это позволит повысить качество подготовки.
Какую профессию выбрать, чтобы через несколько лет стать востребованным специалистом?
Андрей Рудской: Необходимы инженеры с высоким уровнем знаний передовых цифровых технологий. Активно развивается машиностроение, на новый уровень развития выходит металлургия.
Много у нас предприятий, которые понимают, как будет развиваться производство и какие сотрудники нужны?
Андрей Рудской: Это все крупные представители промышленности. Вузы должны не только готовить инженерную элиту, но и повышать квалификацию тех, кто сегодня управляет производством и разрабатывает новый продукт. Вместе с КАМАЗом, центром стратегических разработок «Северо-Запад» мы участвуем в проекте повышения квалификации инженерно-технического состава в области цифрового производства. Подписаны соглашения о разработке универсальной модульной пассажирской платформы для автобусов, электробусов и троллейбусов нового поколения, основанного на цифровом проектировании и моделировании транспортных средств. Это позволит значительно сократить время на проектирование и снизить затраты на запуск производства.
Легко ли открыть на предприятии базовую кафедру?
Андрей Рудской: Непросто. Каждая базовая кафедра предполагает создание команды по заказу конкретного предприятия. Это важно. Ведь наши студенты в реальных условиях учатся на инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, энергетиков и сразу после окончания вуза могут работать на этих предприятиях как единая команда.
С какого курса можно попасть в такую команду?
Андрей Рудской: С третьего курса бакалавриата, а затем тот, кто продолжает учиться в магистратуре, автоматически продолжает и работу на кафедре.
Сколько времени в техническом вузе должно приходиться на практику?
Андрей Рудской: Для инженера-исследователя — 30 процентов учебного времени, и 70 процентов — на теорию. У инженера-технолога — это 50 на 50. Если говорить об опорных и региональных университетах, которые призваны обеспечивать кадрами региональную экономику, то там 70 процентов — на практику, остальное — на теорию.
Каждая базовая кафедра предполагает создание команды по заказу предприятия
Назовите самую перспективную тему диссертации, которая защищалась в вашем вузе.
Андрей Рудской: Есть очень интересная работа Антона Наумова, доцента кафедры «Технология и исследование материалов». Это уникальная технология соединения двух материалов, сварка трением с перемешиванием. Она важна для судостроения, авиации, космоса. Работа с ее использованием ведется со многими предприятиями.
Студенты могут участвовать в таких проектах?
Андрей Рудской: Конечно! Кстати, наши студенты создали первый российский солнцемобиль SOL, аналогов которому нет ни в одном вузе страны. Ребята будут участвовать с ним в чемпионате солнцемобилей American Solar Challenge.
Текст: Ирина Ивойлова