Обсуждение новой модели аттестации (ЕФОМ) продлится до 9 ноября

повышение квалификации

В российских школах сегодня более 15 миллионов учеников и 1,5 миллиона педагогов. Скоро и тех, и других ждет своя аттестация: по словам министра просвещения Ольги Васильевой, новая система аттестации учителей станет обязательной уже с 2020 года. Чем она отличается от ЕГЭ? Кто поставит оценку учителю?

Цель — не «найти и наказать», а понять, как повысить качество преподавания в школах. Для этого нужно получить объективные данные: как педагоги знают свой предмет, могут ли мотивировать ученика или, к примеру, выстроить индивидуальную образовательную траекторию, — рассказал проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин. — Первый этап апробации новой модели аттестации уже прошел в 19 регионах: ее тестировали на практике 615 учителей и 462 студента педвузов. От них мы получили более 12 тысяч предложений, замечаний, вопросов. Доработанная, но не окончательная версия модели сейчас проходит широкое общественное обсуждение.

Какой будет аттестация по новым правилам? В ней планируется несколько элементов, но среди ключевых — Единые федеральные оценочные материалы.

Если коротко — ЕФОМы. Для обычного «уха» эта аббревиатура пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Учителям предложат отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, писать тесты по своему предмету и решать так называемые «педагогические кейсы«.

Первый «блок»письменная работа по предмету, на выполнение которой в апробации отводилось два часа. К примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные. В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще. И если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше.

«Обкаткой» Единых федеральных оценочных материалов параллельно занимается и Рособрнадзор.

Ключевая задача в том, чтобы разработать и апробировать инструменты для оценки предметных и методических компетенций учителей, — говорит заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. — Какими должны быть эти материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога? Это вопрос, на который мы сейчас ищем ответ.

В планах до 2020 года — разработка ЕФОМов по всем школьным предметам. Апробация первых из них уже идет полным ходом: в ближайшие недели Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций, в котором будут участвовать более 20 тысяч учителей из 68 регионов. В фокусе — русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право. При этом будут учитываться условия работы педагогов: тип школы, в небольшом селе или мегаполисе, стаж, возраст… Всем участникам исследования ведомство также предложит оставить отзыв: что они думают о содержании и форме, в которой проходила «оценка».

Результаты исследования будут обезличены: по сути, это не мы тестируем учителей, а учителя тестируют новую систему, — подчеркнул Анзор Музаев. — То есть на данном этапе это никак не отразится на профессиональной репутации педагогов. Подчеркну: никаких наказаний, увольнений, лишения премий в школах быть не должно.

Еще один «блок», который предполагается в аттестации, — это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон.

Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. К примеру, как научить его искать и анализировать информацию, — говорит Андрей Милехин. — Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка. — Прим. ред.) решенных примеров с выставленной за них оценкой. Плюс — анализ учителя собственной работы на уроке.

И последний «блок» — решение «педагогического кейса» на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.

На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности. В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом — 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах. Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.

Зачем нужна аттестация учителей? Вовсе не для того, чтобы найти ошибки и наказать. Главное — понять, как повысить качество преподавания в школах

Профессиональный экзамен на основе единых заданий предлагается сдавать всем выпускникам педвузов — это станет «входом в профессию». Затем через какое-то время учителю нужно будет подтвердить соответствие занимаемой должности, сдав ЕФОМ. А если преподаватель не сможет пройти аттестацию? Его отправят доучиваться и повышать квалификацию.

В аттестационный «портрет учителя» входят еще три элемента, но собирать их будет администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников. За все максимально можно набрать 100 баллов. До 60 — за прохождение ЕФОМ. Еще 20 баллов «подарят» успехи учеников, а условия профессиональной деятельности — максимум 5. И еще 15 баллов могут принести индивидуальные достижения учителя.

Все это будет органично встроено в Национальную систему учительского роста, которую министерство просвещения разрабатывает по поручению президента. Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали. И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то «старший» — разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, «ведущий» — выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.

— Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна новая система, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности. В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы. И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать, — считает призер конкурса «Учитель года-2018», историк Илья Казанцев.

Сама модель еще может сильно измениться: ее общественные обсуждения идут на сайте ЕФОМ.рф до 9 ноября. Министерство просвещения обсудит ее детали на всероссийской конференции.

Текст: Ксения Колесникова

Российская газета — Федеральный выпуск №7700 (237)