В следующем учебном году серьёзно изменится итоговая аттестация для девятиклассников

дополнительное образование
Разработчики экзаменационных КИМов (контрольно-измерительных материалов) ОГЭ и ЕГЭ панируют в следующем 2019-2020 учебном году внести серьёзные изменения в итоговую аттестацию девятиклассников. В школьных экзаменах по физике и химии могут появиться реальные лабораторные эксперименты – с пробирками, измерительными приборами, реактивами.

Подобные планы у разработчиков Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) возникли не на пустом месте. Сегодняшние ученики девятых классов уже несколько лет обучаются по новым образовательным стандартам, в центре которых не просто знание фактов, дат и формул, а их практическое применение. А поскольку подростки учатся по-новому, то и спрашивать с них тоже нужно по-новому.

По словам директора ФИПИ Оксаны Решетниковой, «главным акцентом учебных достижений ребёнка станет умение применять свои знания, анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать необходимые данные, находить оптимальные пути решения».

Предполагаемые изменения

На экзамене по информатике ребятам предложат написать несложную программу или задать алгоритм движения робота.

Экзамен по географии будет включать работу с реальными текстами из СМИ. Например, прочитав статью о критическом уровне озера Байкал, экзаменуемый должен будет решить, какие регионы данная проблема может затронуть и как оценить экономические и экологические последствия.

Экзаменационные задания по истории тоже будут обновлены. Если, к примеру, раньше было необходимо, указывая причины Великих реформ 1860-1870-х годов, только лишь написать о поражении России в Крымской войне, то теперь школьникам придётся объяснить, почему названные события стали причиной. Все новые задания, как и прежде, ориентированы на содержание историко-культурного стандарта.

В КИМах по биологии будут включены крупные разделы об экологии и человеке, вопросы про здоровый образ жизни. Например, появится следующая задача: «Девятиклассник Василий посетил школьную столовую, где ему предложили на обед борщ из свежей капусты; два мясных биточка с гарниром из макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц, ответьте: какова энергетическая ценность школьного обеда?»

Серьёзные изменения коснуться естественнонаучного блока. Задания экзаменов по химии, физике и другим предметам будут составлены в соответствии со Стратегией научно-технического развития России. По мнению разработчиков ФИПИ, это поможет выпускнику легче ориентироваться в будущей профессиональной среде.

Как рассказал Дмитрий Добротин, руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ для экзамена по химии, согласно одному из заданий по химии ученику необходимо определить состав вещества в пробирке. Экзаменуемому предложат несколько реактивов. Для того чтобы выбрать правильные, ученик должен будет спланировать эксперимент, составить алгоритм действий и провести опыт. При этом проведение эксперимента с реактивами предполагает соблюдение правил безопасности труда и строгий контроль специалиста по обеспечению лабораторных работ.

Что же касается изменений ОГЭ (основного госэкзамена) в девятом классе по физике, то речь идёт о целой группе заданий, проверяющих, могут ли девятиклассники пользоваться измерительными приборами и правильно снимать с них показания. Кроме того, будет тоже место эксперименту: ученику предложат собрать установку для измерения скольжения бруска по наклонной. Для этого понадобится штатив, брусок, а также электронный секундомер с датчиками, линейка и транспортир.

О. Решетникова отметила, что эксперимент, как элемент ОГЭ, уже используется в некоторых регионах РФ по желанию. Разработчики же хотят, чтобы «эксперимент был усилен в своей практико-ориентированной направленности и использовался повсеместно».

Кроме того, глава ФИПИ заявила о том, что эксперименты в ближайшем будущем появятся и в перечне заданий единого госэкзамена (ЕГЭ-11) и уже есть договорённости с Российской академией наук о сотрудничестве в данном направлении.

По мнению экспертов, такая модель школьных экзаменов позволит стране существенно улучшить позиции в некоторых международных исследованиях качества образования. Например, в TIMSS, проверяющем умения школьников решать задачи, мы пока держимся в десятке. А вот что касается PISA, проверяющем, как подростки применяют знания на практике, то российские школьники только в тридцатке.