Онлайн-обучение входит в систему.

обучение

Типичному пользователю ресурса-агрегатора online.edu.ru — от 25 до 34 лет, он проживает в Центральном федеральном округе и в очной форме получает гуманитарное или экономическое образование. Этот интернет-ресурс проходит апробацию в рамках приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации” (СЦОС). Усредненный портрет молодого человека, использующего возможности online.edu.ru, составили эксперты, исследовавшие восприятие этого образовательного формата российскими студентами, преподавателями вузов и учреждений СПО, а также бизнесменами. По инициативе Минобрнауки компания “Айфорс Рус” за три месяца провела социологический опрос перечисленных целевых групп. Он показал, что преобладающая часть респондентов позитивно относится к использованию онлайн-обучения или его элементов в процессе получения знаний. Результаты исследования представила на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” директор по исследованиям “Айфорс Рус” Юлия Ермоленко. 

За интернет-технологии, позволяющие удаленно проходить обучение и тестирование, проголосовали 87% студентов и большинство опрошенных преподавателей вузов (89%) и ссузов (62%), которые также широко поддержали и внедрение в образовательный процесс обязательных онлайн курсов/модулей (76% и 84% соответственно). Что касается представителей компаний-работодателей, то среди них 73% положительно относятся к применению онлайн-технологий в обучении, рассматривая его как одно из ключевых условий решения задачи по модернизации профобразования.

Ю.Ермоленко отметила хорошую осведомленность преподавателей о всех нацпроектах, предусматривающих развитие онлайн-образования, включая “Новые возможности для каждого” и “Вузы как центры пространства создания инноваций”. На вопросы о знакомстве с их содержанием и СЦОС затруднились ответить только 3-4% респондентов. Интересно, что преподаватели оказались более информированными об агрегаторе online.edu.ru, чем студенты (77% и 45% соответственно). У молодежи более популярны такие платформы, как “Открытое образование”, “Образование на русском” и некоторые другие. 

Исследование также показало, что у представителей ППС университетов больше опыта по использованию интернет-технологий: 77% участвовали в подготовке онлайн-программ, в то время как доля их коллег в ссузах, которым приходилось этим заниматься, составляет 45%.

Примерно половина студентов дистанционно слушали лекции, участвовали в занятиях и вебинарах, столько же проходили онлайн-курсы в течение последнего полугодия, а 31% участников опроса из этой целевой группы имеет соответствующие сертификаты.

Эксперты выяснили, что существующее в обществе недоверие к онлайн-образованию связано главным образом со сложностью определения качества курсов (отсутствием лицензирования в том числе). Критерии оценки размыты, государство и вузы недостаточно активно продвигают новый формат обучения, считают опрошенные студенты. Кроме того, есть проблемы недоверия к информации из Интернета в целом и консервативного отношения к новациям в образовании.

Видит ли бизнес для себя дополнительные возможности в перспективе, открывающейся с развитием онлайн-обучения? Представители компаний назвали сразу несколько преимуществ его широкого внедрения: сокращение дефицита кадров в связи с увеличением доступности образовательных курсов, экономия времени и денег работодателей при совместной разработке ими актуальных программ и массовом обучении, быстрота получения образования и возможность делать это без отрыва от трудовой деятельности.

Ресурс-агрегатор предоставляет большую палитру возможностей для переобучения и дообучения сотрудников, — заметил генеральный директор Национального центра электронного образования госкорпорации “Ростех” Константин Козлов. — Эффективно решать эту задачу в режиме офлайн практически нереально.

Директор по связям с университетами в Mail.Ru Group Сергей Марданов подтвердил, что онлайн-обучение распространяется все шире и охватывает все более старшие поколения, но при этом заметил, что потребность в прямом контакте с преподавателем сохраняется, поэтому так востребованы формы, объединяющие разные подходы: вебинары, видеокурсы, skype-сессии и др. По его словам, студенческая аудитория заинтересована в онлайн-курсах по гуманитарным дисциплинам больше, чем по техническим. С.Марданов также добавил, что онлайн-формат позволяет быстрее реагировать на меняющиеся кадровые потребности реальной экономики, поскольку создание, апробация и утверждение такого курса занимают всего несколько месяцев (образовательной программы — годы).

Напомним, что проект “СЦОС в РФ” нацелен на повышение доступности и качества российского образования за счет использования цифровых технологий. К 2025 году на онлайн-курсах должны обучиться порядка 11 млн человек. В рамках реализации проекта на базе ведущих вузов в разных точках страны созданы 10 региональных центров компетенций в области онлайн-образования (РЦКОО). Председатель Координационного совета региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александр Волков положительно оценил результаты их работы и привел несколько показательных примеров. Так, за неполный 2018 год более тысячи преподавателей из 60 организаций, расположенных в пяти федеральных округах, повысили квалификацию в центре Поволжского государственного технологического университета. Он также обратил внимание на то, что с помощью РЦКОО запущен процесс генерации образовательного контента: 90 выпускников Национального исследовательского Мордовского госуниверситета им. Н.П.Огарева, ставших сотрудниками этого вуза, создали шесть онлайн-курсов, доступных всем благодаря принципу “одного окна”, и более трех тысяч студентов саранского вуза уже используют их в рамках смешанного формата обучения.

— Сеть центров охватывает всю Россию, и каждый из них обладает уникальным потенциалом, а созданный в 2018 году координационный совет позволяет им достаточно быстро и эффективно взаимодействовать и обмениваться практиками и наработками. Например, Томский РЦКОО (Томский государственный университет) — один из признанных лидеров онлайн-обучения — делится передовыми методиками, а в Северо-Западном РЦКОО (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) глубоко проработана нормативная база, и теперь он транслирует этот опыт другим образовательным организациям, — пояснил А.Волков.

По словам заместителя министра науки и образования Марины Боровской, сегодня практически все образовательные программы учитывают необходимость применения цифровых технологий, а введение курсов по визуализации данных заметно повысило процент усвояемости знаний учащимися.

— Министерству, выстраивающему политику в сфере образования, для определения своих последующих шагов важно понять, как формируется запрос общества, что востребовано в большей степени, — отметила она. — Сегодня молодому человеку, уже заявившему свое право на получение образования, интересно иметь максимальную возможность доступа ко всем контентам, существующим в стране и мире. Университетам, которые способны обеспечить подключение к целому ряду онлайн-продуктов, обеспечен успех.

М.Боровская также сообщила, что за количественным анализом внедрения цифровых технологий в процесс обучения последует качественный: эксперты, в частности, будут оценивать изменения в содержании образования и профессиональном уровне педагогов.

— Хотелось бы видеть, насколько руководство учебных заведений понимает, что образовательная программа должна быть выстроена с элементами индивидуальной траектории, ориентирована на будущего специалиста и его потенциального партнера, — добавила замминистра. Информационный след в портфолио школьников, преподавателей и студентов, по ее словам, должен “сигналить” университетам и министерству о запросах на то или иное образование и о его качестве.

— Для ППС это сложный процесс, но профессиональное сообщество к нему готово, поскольку многие преподаватели уже начали повышать свои компетенции за счет освоения онлайн-продуктов, — констатировала М.Боровская. — Это положительный момент, и в перспективе мы хотели бы, чтобы повышение уровня их профессионализма стало фактором изменения качества всей системы образования.

Возовикова Татьяна