Полный переход высшего образования на онлайн-программы — рискованная инновация
Американский портал Inside Higher Ed сообщает, что полный переход высшего образования на онлайн-программы увеличивает разрыв в успеваемости сильных и слабых студентов, а также, несмотря на ожидания, это оказывается не дешевле, чем традиционные формы обучения.
Свое исследование на данную тему представили ученые Спирос Протопсалтис и Сэнди Баум, которые сейчас работают в ведущих вузах США, а до этого занимали должности в правительстве. Сегодня они хотят заставить федеральные власти, планирующие активное развитие виртуального образования, задуматься о рисках, которые несут инновации.
Доля студентов, обучающихся на целиком онлайн-курсах в государственных университетах США, доходит до 35%. При этом основной объем предложений представлен в коммерческом секторе. Поэтому вопрос надзора над подобными учебными программами становится все актуальнее и острее. Хотя дистанционное образование еще не полностью реализовало свой потенциал, уже сейчас отмечается, что оно отрицательно влияет на успеваемость учащихся.
«Студенты без сильной академической подготовки менее склонны к постоянному участию в онлайн-курсах, чем там, где предполагается личный контакт с преподавателями и другими слушателями лекций. Когда такие учащиеся продолжают получать знания удаленно, по итогам они демонстрируют еще более слабые результаты. Отсутствие достаточного взаимодействия между студентами и педагогами является «ахиллесовой пятой» онлайн-образования», — говорит Спирос Протопсалтис, доцент и директор Центра образовательной политики и оценки в Университете Джорджа Мейсона.
Виртуальная учеба сегодня считается самым быстрорастущим сегментом высшей школы. Однако преподаватели, широкая общественность и работодатели продолжают воспринимать подобного рода дипломы менее благоприятно, чем традиционные. Скептическое отношение вызывают их качество и ценность.
Карьерный рост таких выпускников не соответствует ожиданиям, так как компания охотнее принимает на работу «классического» специалиста. В связи с этим господин Протопсалтис приходит к выводу, что образование, полученное на все 100% онлайн, по факту не приносит дохода или обходится дороже, чем очная форма. Даже если дистанционный диплом обходится дешевле, в итоге он может не принести пользы и будет бесполезен.
«Существует реальный риск того, что усилия по сокращению расходов на учебу и шаги по расширению доступа высшего образования могут привести к тому, что большее число студентов будут переведены на дешевый и неэффективный вид обучения. Это приведет к отрицательным результатам как с точки зрения их карьерных возможностей, так и с точки зрения последующей платежеспособности по студенческому кредиту», — пишет Сэнди Баум, научный сотрудник Урбан-института и почетный профессор экономики в Skidmore College.
Идею полного перехода вузов в интернет-пространство на территории России высказал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Он предложил отказаться от обычных лекций в аудиториях и заменить их онлайн-курсами. По его мнению, это приведет к повышению качества образования. Согласно инициативе, университеты обязаны (даже «должны быть принуждены») заменять преподавателей, которые сами не написали научных работ по читаемой дисциплине, «качественными» вебинарами, созданными в сильных университетах. По идее руководителя ВШЭ, экономически это станет эффективным в случае достижения масштабности: когда не просто один студент возьмет онлайн-курс, а когда весь вуз откажется от чтения той или иной лекции и заимствует ее из электронной библиотеки другого.
«У нас посещение лекций сейчас по стране составляет 15%, это меньше чем каждый пятый студент. Нам этот формат точно нужно оставлять? Новый подход произведет селекцию профессорско-преподавательского состава. Дело сейчас за организационными действиями, Минобрнауки и Рособрнадзор должны быть более жесткими», — считает Ярослав Кузьминов.
В исследовании Спироса Протопсалтиса и Сэнди Баум говорится, что гибридные модели онлайн-обучения позволяют избежать большинства обозначенных ловушек, по крайней мере, когда они содержат сильные личные компоненты, и сетевые технологии используются в качестве дополнения.
Подобная практика частично виртуальной учебы долгие годы отрабатывается в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения.
«Предложение господина Кузьмина перевести все обучение на 100% в интернет я считаю ахинеей, но как часть процесса дистанционные курсы могут быть очень эффективны. С 1999 года в нашем университете работает единственная в мире кафедра ЮНЕСКО под названием «Дистанционное инженерное образование». За время ее работы с нами сотрудничали порядка 20 серьезных мировых специалистов, освещающих темы информатизации, цифрового образования и другие. Зачастую это онлайн-семинары с профессорами из других стран», — говорит президент ГУАП Анатолий Оводенко.
«Необходимо строгое регулирование виртуальных программ, особенно тех, которые исключают адекватное взаимодействие преподавателей и студентов. Необходимы дальнейшие исследования в этой стремительно развивающейся области, особенно в связи с тем, что все больше высококачественных колледжей и университетов наращивают свои предложения», — подчеркнула госпожа Баум.
Сам собой напрашивается вывод: наличие потенциала не означает наличие методологии, которая будет помогать движению, как говорили основоположники французского утопического социализма, «просвещенного разума к общественному прогрессу».