Утвержден список специальностей для целевого обучения в вузах

повышение квалификации

Правительство РФ определило перечень специальностей, направлений подготовки, по которым будет проводиться прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты (распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2019 года № 186-р1). В этот список вошло 131 направление бакалавриата, в числе которых:

  • 03.02 Прикладная математика и информатика;
  • 03.03 Механика и математическое моделирование;
  • 03.02 Информационные системы и технологии;
  • 03.04 Программная инженерия;
  • 03.01 Экономика;
  • 03.02 Менеджмент;
  • 03.03 Управление персоналом;
  • 03.04 Государственное и муниципальное управление;
  • 03.05 Бизнес-информатика;
  • 03.01 Юриспруденция.

Также в указанный перечень включено 107 направлений магистратуры (в частности, 01.04.03 Механика и математическое моделирование, 09.04.02 Информационные системы и технологии, 09.04.04 Программная инженерия); 89 специальностей специалитета (38.05.01 Экономическая безопасность, 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, 40.05.03 Судебная экспертиза, 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность и т. д.).

Кроме того, в список специальностей, направлений подготовки, по которым будет проводиться прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты, вошли 30 направлений подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; 90 специальностей подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, 2 специальности подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки. Напомним, что с 1 января текущего года квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей (ч. 2 ст. 71.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации«). Причем заказчиков целевого обучения освободили от обязанности организовывать практику обучающихся.

______________________________

1 С текстом распоряжения Правительства РФ от 11 февраля 2019 года № 186-р можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ. (см. следующий материал)

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1258309/#ixzz5fWNpYyu7

Екатерина Чернявская

О формировании механизма целевого обучения

Сообщение Татьяны Голиковой на совещании с вице-премьерами.

Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 11 февраля 2019 года.

<…>

Д.Медведев: Обсудим текущие вопросы. Начну с документа, который я подписал. Он касается перечня специальностей и направлений подготовки, по которым проводится приём на целевое обучение в вузах в пределах определённой квоты. Это достаточно важная тема, которую мы регулярно обсуждаем во время встреч с работодателями и, естественно, с вузами.

Документ

Этот документ – часть пакета подзаконных актов, которые надо утвердить, чтобы полностью заработал новый механизм целевого обучения. Разговоры об этом давно ведутся. У нас есть закон, он начал действовать с 1 января 2019 года. Все периодически вспоминают распределение ещё советского периода, когда люди направлялись по окончании высших учебных заведений на работу в те или иные места. С его принятием мы не только обеспечиваем конкурентные условия отбора подготовленных абитуриентов, которые будут поступать на конкурсных условиях, но и будем готовить профессионалов, которые по окончании высшего учебного заведения пойдут работать по специальности в тот регион, где на них есть спрос. А если выпускник не устроится на работу, то он сам или компания, которая с ним подпишет договор, должны будут компенсировать бюджетные средства.

Поскольку современный механизм целевого обучения для нас является новым, то и перечень специальностей был подготовлен впервые. Он может меняться в зависимости от того, насколько мы будем рассматривать ту или иную специальность в качестве важной для экономики или социальной сферы в нашей стране. В том числе после того, как мы утвердим квоты на бюджетные места в вузах по этому списку специальностей и этот механизм полностью заработает, чтобы можно было понять, что из представленного работает лучше, а что – хуже. Но в любом случае список очень внушительный, я его приводить не буду, он затрагивает все ключевые специальности, которые есть в стране.

Мы создаём условия для целевого обучения на всех ступенях высшего образования – и для бакалавров, и для магистров, и в аспирантуре. Хотя аспирантура – это не столько обучение, сколько научная деятельность, целевая аспирантура была всегда и свою роль играла.

Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), как идёт подготовка по этому направлению?

Т.Голикова: Продолжу о документе, который Вы подписали. Он принят во исполнение внесённых в августе 2018 года изменений в закон об образовании, которые и установили новый механизм целевого обучения. Ранее у высших учебных заведений было право самостоятельно заключать с регионами договоры о целевом приёме. То есть фактически эта работа была отдана на усмотрение высших учебных заведений. Теперь принципиальным отличием является то, что вуз обязан в пределах контрольных цифр приёма удовлетворять потребности региона в тех специальностях, которые необходимы, как по отраслям, так и по экономике региона в целом. Законом предоставлено право заключать договоры о целевом обучении за счёт соответствующих бюджетов – в зависимости от того, в чьей компетенции находится высшее учебное заведение.

При этом я должна отметить, что если раньше квоты целевого приёма устанавливались учредителями вузов, то теперь, с 1 января 2019 года, Правительство будет их устанавливать в пределах тех контрольных цифр, которые мы же и установим. Важно, что такими же полномочиями наделены субъекты Федерации и даже муниципальные образования, в ведении которых есть высшие учебные заведения.

Кроме того, Правительству предоставлено право устанавливать квоты по конкретным специальностям и направлениям подготовки с указанием конкретных субъектов, на территориях которых может быть впоследствии трудоустроен гражданин.

Вы уже сказали, что перечень достаточно обширен, включает 500 специальностей. Это действительно большой спектр. Сейчас Министерство науки и высшего образования ведёт работу с коллегами из других министерств. Должна сказать, что пока заявки с указанием конкретных субъектов Федерации поступили только от 11. Здесь я бы хотела обратить внимание коллег на то, что есть Ваше поручение по поводу того, чтобы в рамках реализации национальных проектов все коллеги, все отраслевые министерства представили предложения по наполнению контрольных цифр приёма на целевое обучение, для того чтобы восполнить там, где это необходимо, потребность в кадрах по направлениям реализации национальных проектов.

Сегодня в 31 субъекте есть региональные и муниципальные вузы, и документ, который Вы подписали, позволяет регионам уже сейчас утвердить свои планы приёма и для своих вузов устанавливать все те моменты, о которых Вы уже упомянули.

Кроме того, Правительство сейчас готовит ещё один документ. Он уже находится у нас, мы его дорабатываем и в самое ближайшее время представим Вам на подпись. Речь идёт о новом положении о целевом обучении, которое включает правила и сроки установления квот целевого обучения за счёт средств федерального бюджета, а также типовую форму договора о целевом обучении. И как только мы его примем, у нас будет ещё один документ, который касается уже непосредственно контрольных цифр. В феврале все эти документы будут выпущены.

Д.Медведев: Будем надеяться, что этот механизм заработает в полную силу. Когда речь идёт о выделении государственных денег и бюджетных местах, государство вправе рассчитывать, что специалисты по окончании высшего учебного заведения займут правильное место в экономике или социальной сфере, не останутся без работы и поедут в тот регион, который нуждается в этих специалистах.

<…>

Сообщение Татьяны Голиковой на совещании с вице-премьерами.

Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 11 февраля 2019 года.

<…>

Д.Медведев: Обсудим текущие вопросы. Начну с документа, который я подписал. Он касается перечня специальностей и направлений подготовки, по которым проводится приём на целевое обучение в вузах в пределах определённой квоты. Это достаточно важная тема, которую мы регулярно обсуждаем во время встреч с работодателями и, естественно, с вузами.

Этот документ – часть пакета подзаконных актов, которые надо утвердить, чтобы полностью заработал новый механизм целевого обучения. Разговоры об этом давно ведутся. У нас есть закон, он начал действовать с 1 января 2019 года. Все периодически вспоминают распределение ещё советского периода, когда люди направлялись по окончании высших учебных заведений на работу в те или иные места. С его принятием мы не только обеспечиваем конкурентные условия отбора подготовленных абитуриентов, которые будут поступать на конкурсных условиях, но и будем готовить профессионалов, которые по окончании высшего учебного заведения пойдут работать по специальности в тот регион, где на них есть спрос. А если выпускник не устроится на работу, то он сам или компания, которая с ним подпишет договор, должны будут компенсировать бюджетные средства.

Поскольку современный механизм целевого обучения для нас является новым, то и перечень специальностей был подготовлен впервые. Он может меняться в зависимости от того, насколько мы будем рассматривать ту или иную специальность в качестве важной для экономики или социальной сферы в нашей стране. В том числе после того, как мы утвердим квоты на бюджетные места в вузах по этому списку специальностей и этот механизм полностью заработает, чтобы можно было понять, что из представленного работает лучше, а что – хуже. Но в любом случае список очень внушительный, я его приводить не буду, он затрагивает все ключевые специальности, которые есть в стране.

Мы создаём условия для целевого обучения на всех ступенях высшего образования – и для бакалавров, и для магистров, и в аспирантуре. Хотя аспирантура – это не столько обучение, сколько научная деятельность, целевая аспирантура была всегда и свою роль играла.

Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), как идёт подготовка по этому направлению?

Т.Голикова: Продолжу о документе, который Вы подписали. Он принят во исполнение внесённых в августе 2018 года изменений в закон об образовании, которые и установили новый механизм целевого обучения. Ранее у высших учебных заведений было право самостоятельно заключать с регионами договоры о целевом приёме. То есть фактически эта работа была отдана на усмотрение высших учебных заведений. Теперь принципиальным отличием является то, что вуз обязан в пределах контрольных цифр приёма удовлетворять потребности региона в тех специальностях, которые необходимы, как по отраслям, так и по экономике региона в целом. Законом предоставлено право заключать договоры о целевом обучении за счёт соответствующих бюджетов – в зависимости от того, в чьей компетенции находится высшее учебное заведение.

При этом я должна отметить, что если раньше квоты целевого приёма устанавливались учредителями вузов, то теперь, с 1 января 2019 года, Правительство будет их устанавливать в пределах тех контрольных цифр, которые мы же и установим. Важно, что такими же полномочиями наделены субъекты Федерации и даже муниципальные образования, в ведении которых есть высшие учебные заведения.

Кроме того, Правительству предоставлено право устанавливать квоты по конкретным специальностям и направлениям подготовки с указанием конкретных субъектов, на территориях которых может быть впоследствии трудоустроен гражданин.

Вы уже сказали, что перечень достаточно обширен, включает 500 специальностей. Это действительно большой спектр. Сейчас Министерство науки и высшего образования ведёт работу с коллегами из других министерств. Должна сказать, что пока заявки с указанием конкретных субъектов Федерации поступили только от 11. Здесь я бы хотела обратить внимание коллег на то, что есть Ваше поручение по поводу того, чтобы в рамках реализации национальных проектов все коллеги, все отраслевые министерства представили предложения по наполнению контрольных цифр приёма на целевое обучение, для того чтобы восполнить там, где это необходимо, потребность в кадрах по направлениям реализации национальных проектов.

Сегодня в 31 субъекте есть региональные и муниципальные вузы, и документ, который Вы подписали, позволяет регионам уже сейчас утвердить свои планы приёма и для своих вузов устанавливать все те моменты, о которых Вы уже упомянули.

Кроме того, Правительство сейчас готовит ещё один документ. Он уже находится у нас, мы его дорабатываем и в самое ближайшее время представим Вам на подпись. Речь идёт о новом положении о целевом обучении, которое включает правила и сроки установления квот целевого обучения за счёт средств федерального бюджета, а также типовую форму договора о целевом обучении. И как только мы его примем, у нас будет ещё один документ, который касается уже непосредственно контрольных цифр. В феврале все эти документы будут выпущены.

Д.Медведев: Будем надеяться, что этот механизм заработает в полную силу. Когда речь идёт о выделении государственных денег и бюджетных местах, государство вправе рассчитывать, что специалисты по окончании высшего учебного заведения займут правильное место в экономике или социальной сфере, не останутся без работы и поедут в тот регион, который нуждается в этих специалистах.