Психологи перечислили причины школьной фобии у тысяч детей
Боязнь плохих оценок, конфликты с одноклассниками, страх сделать ошибку или получить замечание от учителя — даже одна из перечисленных проблем может сделать школьную жизнь ребенка невыносимо тяжелой. Эмоционально чувствительные дети даже заболевают: у них часто болит голова, живот, появляется тошнота. Одна из причин такого состояния — страх перед школой, или школьная фобия.
В последнее время психологи все чаще прибегают к термину «школьная фобия», обозначая с его помощью проблемы, которые связаны у ребенка с посещением школы и в основе которых лежит эмоциональное расстройство. Согласно отчету немецкого Агентства медицинского страхования (DAK) за 2018 год, около 3,5% из примерно 11 миллионов учеников в Германии страдают от школьной фобии, причем мальчики чаще, чем девочки.
«Вначале это довольно неспецифичные для фобии признаки — головная боль, боль в животе, тошнота, головокружение, может быть также боль в спине», — говорит Хольх.
Но потом эмоциональное и физическое состояние ребенка становится таково, что он не может посещать школу. В результате он отстает в учебе, у него падает успеваемость, теряются контакты с друзьями — проблем становится еще больше.
И если у ребенка нет навыка преодоления стрессовых ситуаций и неудач, это может увеличить его беспокойство и закончиться слезами или вспышками раздражения. Бывает и наоборот — дети становятся вялыми, апатичными. В таком случае часто необходим продолжительный курс психотерапии, а в дополнение к ней и другие практики.
С помощью музыкальной, художественной и танцевально-двигательной терапии, на групповых встречах или совместных экскурсиях детям легче справиться со своими эмоциональными проблемами.
По словам экспертов, родители часто приводят детей к психотерапевту только в том случае, если ребенок отсутствовал в школе в течение нескольких месяцев. Но это большая ошибка. «Чем раньше вы получите профессиональную помощь, тем выше вероятность того, что ситуация быстро улучшится для ребенка, — предупреждает Хольх. — Моя рекомендация — больше поощрять ребенка, настраивать его на успех».