Результаты соцопроса “Уровень стресса и тревожности у подростков” по проекту «Как дела?»

Членами команды проекта “Как дела?” (ООО «Инновационные решения», АНКПО «Новые решения» и студентки направления «Медиакоммуникации» Алтайского филиала РАНХиГС Карташова М.А. и Оськина М.А.) в период с 14 ноября по 25 ноября 2022 года был проведен социологический опрос на тему “Уровень стресса и тревожности у подростков” среди подростков 14-18 лет, обучающихся в образовательных организациях.  Диагностика основывается на тесте Р.Кондаша.

Результаты соцопроса можно использовать при воспитании жизнестойкости подростков, поскольку дети этого возраста, как подтвердил соцопрос, особенно подвержены тревожности.

Методика социологического исследования заключается в следующем: опрос проводился с помощью анонимной анкеты в индивидуальной форме. Анкета по своей структуре состоит из 13 открытых и закрытых вопросов.

Целью опроса является исследование интересов и способов проведения свободного времени подростками, выявление стрессовых факторов на представителей целевой группы.

Согласно данным опроса, в нем приняли участие 1406 респондентов, из них:

  • 85,1% — 14-16 лет
  • 14,9 % — 17-18 лет

Большинство участников  (96,3%)  обучаются в школах.

Вопросы, которые были заданы респондентам, касались различных аспектов жизни участников.

Первым аспектом, подлежащим анализу, является круг интересов подростков.

Результаты свидетельствуют, что в группе подростков наиболее популярными видами проявления интересов в свободное время является просмотры кино (44,2% от общего числа респондентов), занятия спортом (40,8%), слушание музыки (35,2%) и рисование  (21,4 %).  Обращает на себя внимание, что более 62 % выбрали активные виды деятельности (спорт и рисование).

В представленных выше данных опроса подтверждается факт снижения интереса и удовольствия от занятий своим хобби у 41,5 %, при этом почти пятая часть опрошенных (17,4%) затрудняется оценить свое отношение к занятиям хобби. Последние  не знают, приносит ли им хобби удовольствие, занимают ли их сейчас когда-то интересующие вещи.

Привлекают внимание данные, свидетельствующие о потере интереса подростков (37,8% от общего числа опрошенных) к тому, что прежде вызывало интерес, и значительное число не осознающих своего отношения (24,3%).

Приведенные результаты свидетельствуют о тенденции  утраты подростками интереса к тому, что интересовало ранее.

Нами выявлялись интересы и отношение к учебной деятельностизанимающей существенную часть времени в жизни подростков. Полученные данные свидетельствуют о существовании проблемы эффективности в организации и вовлеченности в учебную деятельность подростков. Об этом свидетельствует отсутствие удовлетворения, радости от учебной деятельности у 40,2% опрошенных и затруднения в определении своих чувств, связанных с учением, почти у трети респондентов (29,6 %). Таким образом, данные свидетельствуют, что только треть подростков видят источник удовлетворенности и радости в учебных делах. Что, безусловно, не может не вызывать тревогу.

Среди школьников есть те, кто после учебного дня спокоен (28,2%) и удовлетворен (18,6%), однако значительная часть опрошенных после учебного дня испытывают сильное чувство усталости (76,7%) .

Таким образом, можно фиксировать, что учение как основная деятельность подростков вызывает почти у двух третей из общего числа опрошенных усталость и не приносит удовлетворения и радости.

Выявление факторов влияния на состояние подростков показало, что к наиболее значимым из них относятся: учебная работа (61,9 % опрошенных отметили это),  семья также занимает ключевую роль в жизни подростков,  и часто споры с родителями заставляют детей сильно переживать, что указали 43,3 % от общего числа респондентов. Значимыми факторами влияния на состояние становятся для подростков события в мире (25%). Таким образом, можно сказать, что как школа, так и отношения в доме, семье выступают зачастую источниками стрессов и тревог подростков.

Кроме того, настораживают и вызывают тревогу полученные данные по источникам стрессов и тревог за последнее полугодие. Так, около половины опрошенных (43,3%) отмечают неуверенность в себе как стрессогенный фактор; 36,5% респондентов отмечают проблемы в образовательном учреждении,  около трети (31,5%) —  споры с родителями; 29,7% опрошенных подростков  считают источником  своего сресса и напряжения происходящие события в мире, четверть опрошенных – разрыв отношений с другом/подругой. Вызывают тревогу у подростков (11,2 %) предстоящее поступление в колледж или вуз.

Приведенные результаты позволяют утверждать о достаточно высоком уровне эмоциональной напряженности и недостаточной стрессоустойчивости подростков.

Особое внимания в исследовании уделили выявлению способов выхода подростков из стрессовых и напряженных ситуаций.

Данные свидетельствуют, что подростки осознают некоторые из способов восстановления своего ресурсного состояния. Так, 66,4 % от общего числа опрошенных используют слушание музыки, 41,6% — общение с людьми, кинофильмы как способ выхода из стрессовой и напряженной ситуации используют 31,7% опрошенных, 29,1% — видят источник ресурсного состояния в занятиях спортом.  Обращается на себя внимание тот факт, что 15,8% подростков в ситуации стресса замыкаются в себе, что, как известно из психологии, опасно и требует оказания психологической помощи человеку.

Кроме того, в 14-18 лет на подростков ложится огромная ответственность в выборе профессии, начинается самостоятельная жизнь. Что порождает неуверенность в своем будущем.

Таким образом, проведённое исследование показало, что:

  1. Учебный процесс является основным источником ухудшения эмоционального состояния и увеличения тревоги. Анализ показал, что 79,8% подростков испытывают неуверенность в своем будущем и имеют проблемы в образовательном учреждении.
  2. Из-за тревоги в личной жизни и обстановки в мире у респондентов снизилась работоспособность и привычные вещи перестали приносить удовольствие.
  3. Подростки справляются со стрессом с помощью эскапизма: просмотра кино, прослушивания музыки – они заглушают свои мысли и замыкаются в себе, реже – пытаются обсудить и проработать проблему.
  4. Многие участники не могут дать оценку своему состоянию.
  5. Явно просматривается необходимость повышения психологической компетентности подростков в поддержке себя в ресурсном состоянии, расширении арсенала способов повышения ресурсов, уверенности в себе и саморазвитии.

Скачать результаты опроса

ООО «Инновационные решения» предоставило базу для емайл-рассылки с приглашением пройти опрос, в результате анкету заполнили более 1400 подростков.

(С) АНКПО «Новые решения», https://nko-new.ru/ 2022г.