Встречи с Алтаем. Рерих и Алтай

встречи с Алтаем

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии: Тибета, Алтая, Китайского Туркестана и др. Впоследствии она была внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне — древнейшем селе Алтая. «…Алтайские сказители и мудрецы… переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье»*. Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Вахрамей Семёнович был репрессирован, усадьба пришла в запустение. Но вот к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Сегодня Музей Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне — памятник истории и культуры Алтая, а в стенах его идёт большая культурная работа.

Фильм «Алтайские тропы Николая Рериха» (16:06)

С.Н. Рерих, говоря о художественных выставках, всегда отмечал важность этих культурных событий, «ибо они становятся источником вдохновения, познания и наслаждения для многих и многих людей и, помимо этого, являются тем »местом встреч», где происходит живое общение между художниками и публикой… Искусство просвещает и возвышает, искусство очищает нас, оно пробуждает наши скрытые творческие способности».

Расскажем о некоторых темах, разработанных сотрудниками музея и получивших воплощение в выставочной деятельности.

 

К теме Алтая Н.К. Рерих неоднократно обращался и до его посещения, и в последующие годы. Как художник, он воплотил на своих полотнах прошлое Алтая и веру в его прекрасное будущее. Как учёный, Рерих исследовал его природные богатства и предсказал значительные открытия в области археологии, истории, геологии. Как гуманист — утверждал его будущий культурный расцвет.

У тех, кто приходит в верх-уймонский Музей Н.К. Рериха, нередко возникает вопрос: какие картины художник посвятил Алтаю? Ведь по рассказам очевидцев известно, что Рерих, будучи в экспедиции, никогда не расставался с мольбертом; выезжая в горы, он зачастую делал наброски, не сходя с лошади. И стены его комнаты в доме Атаманова, по свидетельству селян, были увешаны видами окрестных гор…

Выставка, посвящённая алтайской теме, включает в основном сюжетные работы Рериха, созданные по мотивам и древних, и современных легенд. Остановимся на некоторых из них.

 

 

В горах Алтая седой старовер поведал Николаю Рериху о древнем святом народе, который, желая остаться свободным, ушёл под землю. Указывая на древние погребения, он говорил: «Вот здесь и ушла чудь под землю». После окончания экспедиции художник напишет картину «Чудь подземная» («Чудь под землю ушла») (1928 – 1930). Говорят, что слово «чудь» произошло от слова «чужой» — в том смысле, что народ, захоронивший себя под камнями, был неведомым, чужим. Но в Уймоне считали, что слово «чудь» связано с чудом — с тем, что удивляет и кажется необыкновенным.

Картина «Оттуда» (1935 – 1936) навеяна легендами о таинственной стране благоденствия — Беловодье. Уймонские староверы рассказывали: «Дед Атаманова и отец Огнёва ходили искать Беловодье. Через Кокуши горы, через Богогорше, через Ергор — по особой тропе. А кто пути не знает, тот пропадёт в озёрах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят верхом на конях по особым ходам по Ергору. Также было, что женщина бе­ловодская вы­шла давно уже. Ростом высокая, станом тонкая, лицом темнее, чем наши. Ходила по народу — помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из Святой Страны».

«Странник Светлого Града» (1933) своим сюжетом перекликается с картинами о Шамбале и Беловодье. Так, в картине «Оттуда» женщина вышла из Святой Страны, чтобы «помощь творить» и поделиться знаниями, а здесь странник ещё только идёт за ними. Духовный голод и стремление к совершенствованию зовут его в путь. Н.К. Рерих так говорит об этих странниках: «Идут паломники в Шамбалу, в Беловодье. Никакие пропасти не остановят стремление духа».

Сюжет картины «Ойрот — вестник Белого Бурхана» (1925) основан и на легенде, и на достоверных событиях — возникновении в начале ХХ века новой веры — бурханизма. Вот как писал об этом Николай Рерих в книге «Сердце Азии»: «В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придёт сам Бурхан скоро. Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время».

Хан Ойрот, согласно алтайской легенде, — по­следний потомок Чингисхана и последний правитель его империи. Побеждаемый противниками, Ойрот таинственно исчез со своими воинами, но обещал вернуться, когда изменятся очертания Белухи…

С особенным вниманием слушают посетители всё, что связано с этим краем, удивляются тому, как мастерски запечатлел Рерих легенды и сказания, близкие сердцу и коренного алтайца, и русского старовера.

Среди выставок, представляющих творчество Н.К. Рериха, особое место занимает «Весть Красоты», где со­единились два вида искусства — живопись и поэзия.

Н.Д. Спирина, восхищённая небывало прекрасными полотнами художника, создала стихи особого жанра — «стихи по картинам Рериха». Это не просто поэтический отклик на их содержание — это результат глубокого проникновения в смысл живописных произведений великого Мастера.

Одно из её стихотворений посвящено всему многообразному художественному наследию Н.К. Рериха:

 

Мы на этой земле
видим отблеск Надземных Миров,
Постигаемых нами
в твоих небывалых твореньях;
И картины твои
нас уводят от сумрачных снов
К жизни вечных Основ
и Красот, неземных и нетленных.

 

Посетители всегда подолгу остаются в зале, где размещена выставка «Весть Красоты», читают стихи, которые помогают им глубже понять картины Рериха, и уходят одухотворённые гармоничным созвучием поэзии с богатой симфонией красок.

Фотолетопись ЦентральноАзиатской экспедиции — ценнейшее документальное свидетельство человеческого и научного подвига семьи Рерихов — появилась на Алтае благодаря сотрудничеству между Сибирским Рериховским Обществом и Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке.

Всеми съёмками в экспедиции занимался в основном Ю.Н. Рерих; объектив его камеры запечатлевал и рабочие моменты, и природу, и людей. Все эти снимки сохранились в архивах нью-йоркского музея.

Фотовыставка позволяет приблизиться к далёкому 1926 году, увидеть тех, кто общался с Рерихами. Родственники В.С. Атаманова, приезжающие в музей, с удивлением и радостью узнают на этих фотографиях своих предков, рассказывают, как сложилась их дальнейшая судьба.

Одна из выставок в Музее Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне возникла в результате сотрудничества с Новосибирским краеведческим музеем — это фотокопии рисунков и акварелей Натальи Николаевны Нагорской — художницы, которая в 1926 году встретилась с Н.К. Рерихом в Верхнем Уймоне. В те годы по заданию краеведческого музея она путешествовала по Алтаю в составе этнографической экспедиции, целью которой был сбор материалов по истории коренного и русского населения Алтая.

На рисунках художницы можно увидеть внутреннее убранство крестьянского дома, роспись дверей и наличников, праздничную и будничную одежду старообрядцев, а также предметы религиозной культуры — старинные книги и лестовки (чётки).

Интерес у посетителей к этой выставке большой, как и ко всему, что имеет отношение к старообрядцам — русским переселенцам, на протяжении веков бережно хранившим исконно русскую культуру.

Представить относительно недалёкое прошлое Уймонской долины помогла посетителям выставка, посвящённая русской и алтайской  старине, которая открылась в Музее Н.К. Рериха Верхнего Уймона летом 2007 года.

Идея показать предметы быта не только русских переселенцев, но и алтайцев была осуществлена с помощью нескольких школьных музеев Уймонской долины — из Тюнгура, Мульты, Катанды, Верхнего Уймона, — которые предоставили на летние месяцы свои экспонаты.

Алтайские деревянные сёдла, медные стремена и металлические кувшины, старинные утюги, гончарные и бондарные изделия, а также мужская и женская одежда староверов — все эти предметы явились замечательной иллюстрацией к рассказам экскурсоводов о давно забытых традициях и, конечно же, о красоте, которую люди стремились внести в жизнь.

* * *

* Слова Николая Рериха «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» стали девизом выставки «АлтайСтупени грядущего», открывшейся в 2005 году в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске и представленной в следующем году в Доме-музее Н.К. Рериха на Алтае. Выставка родилась в сотрудничестве нескольких музеев: Музея археологии и этнографии СО РАН, Музея Н.К. Рериха в Новосибирске и Музея истории, литературы и искусства Алтая (г. Барнаул).

* Известно, что Н.К. Рерих, исследуя Алтай, интересовался не только древними погребениями и каменными изваяниями, — участники экспедиции собирали также образцы горных пород, по их просьбе местные жители отыскивали «особые камни». «Сокровище гор» — так называется выставка минералов, с 2007 года действующая в Доме-музее Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне, а позже переехавшая в Краеведческий музей.

источник: уймон.рф

Что Николай Рерих искал и что нашел на Алтае

Известный алтайский писатель Анатолий Муравлев однажды заметил: «Многочисленные публикации о жизни и деятельности Рериха во многом являются воплощением известной притчи о слоне и слепых, каждый из которых пощупал лишь одну какую-то его часть — хобот, ногу, бивень или хвост».
Александр Красавин/ РИА Новости
Авторы вышедшей в Барнауле книги «Николай Рерих: открытие Алтая» поставили одной из своих задач «хотя бы отчасти приблизиться к целостному восприятию того яркого и сложного, воистину художественного полотна, каким предстает перед нами жизнь художника и всей его семьи». Книга издана на средства губернаторского проекта «Алтай. Судьба. Эпоха». Написали ее три доктора философских наук — Михаил Шишин, Ирина Фотиева и Андрей Иванов. Авторы убеждены, что для Николая Константиновича, его жены и сыновей Алтай сыграл основополагающую роль — стал местом, где может и должна возродиться духовность России.
Наш собеседник — один из авторов книги Михаил Шишин.

Михаил Юрьевич, начну с одной истории. Однажды заглянул с коллегами в замечательный музей Солонешенского района. Узнал немало интересного, в том числе и об экспедиции семьи Рерихов на Алтай в 1926 году. Сотрудница музея рассказала, в частности, легенду о том, как староверы не захотели указать Николаю Константиновичу дорогу в Шамбалу: мол, дальше тебе нельзя. Почему вокруг появления Рерихов на Алтае сложено столько мифов и баек?

Михаил Шишин: Уровень невежества в обществе достаточно высок, поэтому творцам разных нелепых историй есть где разгуляться. Другое дело, что отклонение экспедиции от запланированного маршрута в сторону Алтая довольно загадочно. Ведь экспедиция в Гималаи охватывала кольцом огромное пространство Центральной Азии. А поворот на Алтай выглядит незавершенным. Отсюда можно было выйти в Монголию, а затем в Индию, которая была конечным этапом исследований, но этого не случилось.

Из главной книги Николая Константиновича «Алтай — Гималаи» понятно, что наша территория волновала его давно. Стоило экспедиции пересечь границы СССР, как Рерих пишет: «И странно и чудно — везде по всему краю хвалят Русский Алтай. И горы-то прекрасны, и недра-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны… Откуда это общее почитание Алтая?!» Чем было продиктовано отклонение от маршрута экспедиции на Алтай, в документах ответа пока не найдено. На втором этапе экспедиции, когда путешественники пошли через Ургу в Гоби и Тибет, ее участникам пришлось пережить страшную зимовку в горах, погибло несколько человек и почти все вьючные животные, было утрачено немало ценных материалов — записей, картин и киноматериалов. Возможно, в них как раз был ответ на наш вопрос. Но я несколько раз встречался со Святославом Николаевичем Рерихом, и он говорил, что Алтай значился в планах семьи как место создания Института азиатских исследований. Рерихи мечтали сюда вернуться. Увы, история распорядилась по-своему.

Почему Рерих считал именно Алтай «сердцем Азии»?

Михаил Шишин: Николай Константинович имел колоссальный экспедиционный опыт. Он был прекрасным археологом, внимательным исследователем различных легенд и сказаний. Алтай всегда был мощным этническим котлом. Рерих понимал, что из этих мест вышли многие племена, объединившиеся и выплеснувшиеся в Великую Степь, а затем и в Европу. Рерих видел важность не только исторического пласта, но и духовного — сюда всегда тянулись люди, не случайно с Алтаем связаны легенды о Беловодье. Добавьте сюда природную ценность края. Что такое ледники Алтая и Гималаев? Это же колоссальные аккумуляторы пресной воды, от которых зависит жизнь на гигантском пространстве Евразии.

Именно после визита на Алтай для семьи Рерихов — и это видно по ряду документов и работ — произошла серьезная перестройка картины мира. В том числе в социальном аспекте. Они прошли всю Центральную Азию, много чего видели. Попав в Советскую Россию Рерихи поразились «бодрому духу» народа. Они увидели, что страна стала другой, пришла в движение. К ним часто подходили сибиряки и с интересом расспрашивали про Индию, Гималаи, Китай. Ранее в Москве у Николая Константиновича были встречи с Чичериным, Луначарским, другими интересными личностями. Эти встречи убедили Рериха в том, что произошедшее в России — при всех его минусах — высвободило народный дух, родилась новая страна, происходит нечто особенное. Соприкосновение с Алтаем утвердило Рериха в его выводах, особенно на фоне других стран, в которых побывала экспедиция. У него стал возникать образ той цивилизации, которая могла бы быть, мы предложили назвать ее «духовно-экологической».

Могла, но не стала?

Михаил Шишин: Рерих, как и другие эмигранты, евразийцы по своим взглядам, убеждали советских руководителей: измените немножко положение в стране, не угнетайте религию, хотят люди верить — пусть верят. Иначе через семьдесят лет вашей власти придет конец. Их не услышали. Обычное явление, к сожалению, в нашей истории. Достоевский, который, к слову, бывал на Алтае не раз, читал свой рассказ «Мальчик на елке у Бога» царской семье. Романовы плакали. Но они не услышали грозного предупреждения писателя. Закончилось все в Ипатьевском доме в 1918 году.

В своей книге вы пишете, что Рерих и его семья работали на будущее. Как думаете, что бы Николай Константинович сказал, увидев наше настоящее?

Михаил Шишин: Рерих бывал в своих путешествиях во многих дремучих и даже страшных местах. Но даже там он видел в людях светлые моменты, искру божью. Уверен, что и в наши дни Рерих с его потрясающим интеллектом смог бы отделить зерна от плевел. Во главу угла он всегда ставил культуру и образование.

В 1942 году, в страшное для страны время, Рерих пишет, что победа будет за Россией: «Иван стотысячный поднялся». Он умел читать духовную карту народа. В знаменитой картине Рериха «Победа» русский богатырь побеждает дракона на фоне алтайской горы Белуха. Всем известно, какую роль сыграли сибирские полки в битвах под Москвой и Сталинградом. Политики могут ошибаться, а творческие люди уровня Рериха и Достоевского не ошибаются.

На следующий год исполнится 95 лет поездке Рерихов на Алтай. Что предлагаете?

Михаил Шишин: Двигаться в том направлении, о котором говорил Николай Константинович — объединить здравые силы в регионе Большой Алтай, который охватывает территории России, Китая, Монголии и Казахстана. Речь идет и о науке, и об экологии, и, конечно, о культуре. Это же не какая-то романтическая блажь художника и мыслителя. В недрах РАН еще в семидесятые годы разрабатывался проект создания мониторинговых станций в истоках великих рек Евразии. В каком-то роде это огромные водонапорные башни, расположенные в горных системах. За ними нужно следить и беречь их. Давайте начнем с этих станций. Научная среда в странах Большого Алтая готова к этому. Неужели не понятно, что климат стремительно меняется? Второй момент связан с идеей миротворчества, которая всегда была присуща Рерихам. Нужно творить мир, а не войны и конфликты. В восьмидесятые годы усилия многих людей остановили гонку вооружений. Сейчас ситуация не менее опасная, миру нужен мир.