Встречи с Алтаем: Юрий Кондратюк

встречи с Алтаем

Советский ученый, один из основоположников космонавтики, кроме того работал в области проектировки зернохранилищ, горно-шахтного оборудования, ветроэлектростанций.
Годы жизни: 1897-1942.
Жил и работал под псевдонимом Александра Игнатьевича Шаргея.

С 1927 года жил и работал в Сибири. Здесь в 1929 впервые увидела свет знаменитая книга Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств».
В 1929-1930 по проекту и под руководством Ю. В. Кондратюка в г. Камень-на-Оби был построен хлебоприемный пункт, который включал в себя зернохранилище на 13 000 тонн, построенное без единого гвоздя, отгрузочную транспортную галерею и эстакаду к пристани на Оби. Длина зернохранилища составляла 60 м, ширина – 32 м, высота достигала 5-этажный дом. Из-за формы зернохранилище назвали «Мастодонт». В этот же период Ю.В. Кондратюк неоднократно приезжал в Бийск, где читал лекции по механизации зернохранения.

встречи с Алтаем30 июля 1930 года Кондратюк вместе с несколькими другими сотрудниками «Хлебопродукта» был арестован по обвинению во вредительстве. Одним из пунктов обвинения было то, что он строил «Мастодонт» не только без чертежей, но и без гвоздей. Местное руководство пришло к выводу, что строение не выдержит такого количества зерна и развалится, погубив тем самым 10 тыс. тонн народного зерна. 10 мая 1931 года его осудили на три года лагерей. Вскоре он был определен на работу в «шарашку» – специализированное проектное бюро № 14 в Новосибирске. «Мастодонт» же простоял более 60 лет и сгорел в середине 1990-х годов.

В начале ХХ века  Ю.В. Кондратюк рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе  «Аполлон». Предложенная им в 1916 году траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка».

Существует городская легенда, о том, что во время визита в 1970 в Новосибирск американский астронавт Нил Армстронг побывал возле дома, где жил и работал Кондратюк, набрал пригоршню земли и заявил: «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт…».
Именем Кондратюка назван кратер на обратной стороне Луны.

На доме, где проживал  Ю.В. Кондратюк, по адресу ул. Ленина 80, установлена памятная доска. На набережной реки Обь установлен бюст Кондратюка Ю.В. в одном  ряду с  бюстами Шукшина В.М и Пырьева И.А.

Главные достижения:

Украинский ученый был прежде всего энтузиастом своего дела. Он никогда не возглавлял каких-либо крупных конструкторских бюро, большую часть жизни работал не по профилю, а также не избежал печальной судьбы многих своих коллег – был репрессирован и работал в печально известных «шарашках».

Ветряная энергетика. Заинтересовался новым веянием в решении энергетической проблемы – использовании энергии ветра – Юрий Кондратюк в 1932 году. Тогда украинец отбывал заключение по статье «Вредительство» и работал инженером-конструктором в специализированном конструкторском бюро №14 в Новосибирске. В этой «шарашке» талантливые ученые под неусыпным контролем ОГПУ занимались разработками угольных шахт и предприятий. Именно там Юрий Васильевич узнал про условия конкурса, объявленного Наркоматом тяжелой промышленности на проектирование самой большой в СССР ветряной электростанции. В свободное от остальной работы время заключенный Кондратюк разработал чертежи, эскизы, сделал необходимые расчеты и отослал в Наркомат специалистам. Им было сделано несколько существенных рацпредложений, позволявших увеличить производство энергии при меньших затратах. Идея Кондратюка так понравилась лично наркому С. Орджоникидзе, что талантливого конструктора срочно вызвали из Сибири и дали работу в филиале Института промышленной энергетики, размещенном в столице советской Украины Харькове.

К созданию проекта Крымской ВЭС, кроме Ю. Кондратюка, привлекли также двух виднейших конструкторов СССР – П. К. Горчакова и М. В. Никитина (автора проектов главного здания МГУ и Останкинской телебашни). Согласно разработкам ученых, новая ВЭС должна была быть возведена на крымской горе Ай-Петри, высота ее башни составляла 160 м, а диаметр трехполосного пропеллера – целых 80 м. Но главным было даже не это. По предварительным оценкам, будущая Крымская ВЭС должна была обладать мощностью в 12 (!) тысяч киловатт, в то время как любой ее зарубежный аналог не превышал всего лишь 100 киловатт. Однако в 1937 году возведение электростанции по непонятным причинам было заморожено, и проект закрыт. Кондратюк, как и раньше, продолжал работать в Институте промышленной энергетики, но с этого времени занимался разработкой более мелких электростанций.

встречи с АлтаемКосмонавтика. Идеи о полетах к другим планетам Солнечной системы, а также возможность достижения человеком Луны занимали ученого еще с гимназической скамьи. В своей первой посвященной этой теме книге «Тем, кто будет читать, чтобы строить», изданной в военном 1919 году, Юрий Васильевич изложил свое научное кредо: «Прежде всего, чтобы вопрос этой работы сам по себе не пугал вас и не отвлекал от мысли о возможности осуществления, все время твердо помните, что с теоретической стороны полет на ракете в мировое пространство ничего невероятного собой не представляет».

В этой своей дебютной работе, вышедшей всего лишь через год после окончания Первой мировой, талантливый украинец сумел вывести основное уравнение движения космической ракеты, привел описание, а также разместил схему четырехступенчатой ракеты, работающей на кислородно-водородном топливе. Однако на этом открытия Кондратюка не заканчивались. В книге также можно найти описание камеры сгорания ракетного двигателя, а также множество теоретических предложений, например:

  • использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при ее спуске с целью экономии топлива;
  • выводить корабль во время полетов к другим планетам на орбиту искусственного спутника;
  • применять компактный взлетно-посадочный модуль для посадки человека на поверхность других планет и для его возвращения на корабль;
  • использовать гравитационное поле небесных тел для дополнительного разгона или торможения космического аппарата;
  • использование солнечной энергии для питания бортовых систем космических кораблей и спутников.

Через 10 лет, в 1929 году, Юрий Васильевич издал свою вторую книгу «Завоевание межпланетных пространств», принесшую ему мировую известность. В ней ученый впервые предложил последовательность этапов освоения космического пространства. Кондратюк предложил вертикальный подъем ракеты сквозь слои атмосферы с последующим ее выходом на орбиту Земли с определенной траекторией. Также украинский ученый разработал концепцию возвращения космического корабля, по сути, разработав схему будущего «космического челнока». Кроме этого, Кондратюк предложил отправлять на Луну экипаж из трех человек: двое в специальном модуле должны достигнуть лунной поверхности, а третий – оставаться в корабле на окололунной орбите. Через 40 лет при своем полете на Луну американцы (Н. Армстронг, М. Коллинз, Э. Олдрин) действовали по такой же схеме.

http://heroes.profi-forex.org/ru/kondratjuk-jurij-vasilovich