Встречи с Алтаем: Лисавенко Михаил Афанасьевич
3 октября 1897 г. родился ученый-садовод М. А. Лисавенко
Михаила Афанасьевича Лисавенко еще при жизни называли «сибирским Мичуриным и родоначальником Алтайского садоводства, сибирским пионером-садоводом». Известный по всей стране и за ее пределами, основатель промышленного садоводства в Сибири, доктор сельскохозяйственных наук (1949), профессор (1951), академик ВАСХНИЛ (1956), Герой Социалистического Труда (1966), дважды лауреат Государственной премии (1946, 1981 посмертно) родился 3 октября 1897 г. в Боготольском заводе бывшей Томской губернии.
В 1917 г. Михаил Афанасьевич поступил в Томский университет на юридический факультет и вольнослушателем на историко-филологический факультет, желая получить широкую общеобразовательную подготовку. Оставив в 1919 г. по материальным и семейным обстоятельствам учебу, жил в Ачинске с родителями, на усадьбе которых начинал свои опыты по садоводству, и с того времени идея сибирского садоводства все более и более овладела им.
Сначала были первые яблочки на диких сибирских яблонях, вишня и земляника, внимание прессы к его саду, первые экскурсии из деревень, выступления в печати. В 1932 г. на первом Всесоюзном совещании колхозников-опытников, организованном редакцией «Крестьянской газеты» в Москве, произошел коренной перелом в жизни и работе самоучки-селекционера. Доклад Лисавенко о перспективах сибирского садоводства вызвал горячий отклик делегатов и редакции, которая тут же предложила ему поехать на Алтай в Ойротскую автономную республику, «по насаждению там садоводства». В Ойротию Лисавенко приехал в 1933 г., стал садоводом-опытником, затем совершил первую экспедиционную поездку по Алтаю для сбора селекционного материала. Вслед за этим было закрепление земельного участка в знаменитом сегодня Татанаковском логу рядом с областным центром. Не все сначала складывалось удачно, не все руководители поддерживали ученого. Но первый секретарь Западно-Сибирского края Р.И. Эйхе приветствовал любые начинания сибирских садоводов.
Знаковой для М.А. Лисавенко была его встреча с И.В. Мичуриным. Всемирно известный ученый с трепетом относился к первым шагам садовода-селекционера на Алтае. Из семян, привезенных Михаилом Афанасьевичем, больше всего заинтересовался алтайскими луками, прощаясь и подарив свой портрет, Мичурин напутствовал Лисавенко словами: «Иди напролом! Умей стоять за свое дело!» В последние дни своей жизни Иван Владимирович не забыл об Алтае, говоря: «Сегодня в Рыбном, завтра – на Алтае. Какие сады будут, как жить будут!»
В 1934–1936 гг. в Татанаковском логу кипела работа: были высажены на четырех гектарах первые саженцы яблонь, смородины и др. А в 1937 г. Алтайский пункт садоводства был выдвинут кандидатом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
Особой любовью у М.А. Лисавенко пользовался Горный Алтай. Ежегодно он и его сотрудники ездили по горам и долинам, отыскивали интересные растения, которые можно было ввести в культуру. Так, они привезли с гор и использовали в опытной работе смородину, которую алтайцы называли «казырга» – черная кислица, большое количество декоративных кустарников, деревьев и цветов. Самим Михаилом Афанасьевичем были выведены для озеленения наших городов декоративные яблони с красными листьями, красными цветами и маленькими красными яблочками. О его романтической натуре свидетельствуют поиски в Горном Алтае «голубого огонька», разновидности жарков из семейства «тролиус», который растет, по словам алтайцев, возле вечных снегов. «Голубой огонек» или «синюю птицу» Лисавенко отыскал. Известный сибирский поэт Игнатий Рождественский написал стихи, посвященные М.А. Лисавенко, которые так и назвал «Голубой огонек».
Благодаря настойчивости и организаторским способностям Михаила Афанасьевича, маленький опорный пункт в Горно-Алтайске быстро расширял свою работу и уже в 1943 г. был преобразован в Алтайскую плодово-ягодную опытную станцию, а г. Горно-Алтайск стал привлекать внимание все большего числа работников науки и сельского хозяйства. В 1949 г. станция была перебазирована в Барнаул, став Алтайской опытной станцией садоводства, а по сути – всесибирским научно-исследовательским центром, где под руководством ее основателя, М.А. Лисавенко, не только создавались, районировались, распространялись новые сорта плодовых, ягодных, цветочных, декоративных культур, но и была сформирована уникальная научная школа выдающихся ученых селекционеров-практиков. В 1961 г. Алтайская опытная станция садоводства стала участницей международной выставки садоводства в г. Эрфурте (ГДР), где была награждена дипломом Почета, двумя золотыми медалями за плоды семечковых и облепиху, одной серебряной медалью за виноград. В 1969 г. на международную выставку садоводства в г. Эрфурт, были отправлены яблоки, облепиха на ветках, черноплодная рябина, компот из малины, джем из облепихи.
В 1960-е гг. общая площадь под садами в Алтайском крае составляла 16,1 тыс. га, в том числе 2,5 тыс. га приусадебных и коллективных садов. Круг научных проблем, которые решала станция под руководством М.А. Лисавенко, был весьма разнообразен: выведение новых, высокопродуктивных, зимостойких и иммунных сортов плодовых и ягодных культур с плодами высокого качества, химико-технологическая оценка сибирских плодов и ягод; сравнительное изучение различных способов содержания почвы в яблоневом саду в условиях лесостепной зоны; изучение биологических и физиологических основ роста, их плодоношения; изучение производственно-экономической эффективности садоводства в Алтайском крае и др. Все лучшее, что было выведено на опытных участках, передавалось для размножения питомникам и становилось достоянием сибирских садоводов. Десятки миллионов саженцев плодовых, ягодных и декоративных растений переданы производству за годы работы. Ежегодно сотни писем, телеграмм, посылок, литературы отправлялись в различные уголки нашей страны. Каждый день, особенно весной и осенью, на станцию приезжают люди из различных мест и уезжают, увозя с собой драгоценный груз саженцев, черенков, семян и богатый опыт нового дела. Выражение «купить у Лисавенко» будет еще долго бытовать в народе.
Под неослабным вниманием Лисавенко работали садоводы Горного Алтая; Романовского, Шипуновского, Благовещенского, Родинского и других районов Алтайского края. При его поддержке выросли замечательные мастера садоводства – И.В. Украинский, П.И. Воронков, Р.О. Шукис, И.А. Быков, Н.И. Кравцова, И.А. Кукарский, Н.Н. Тихонов, З.И. Лучник, З.С. Зотова, И.П. Калинина, В.С. Путов, Ю.Д. Бурый, А.А. Семенов, И.В. Верещагина, Е.И. Пантелеева и др.
Записные книжки М.А. Лисавенко, хранящиеся в Государственном архиве Алтайского края, являются свидетелями событий, происходивших с их автором. В них запечатлены результаты научных сессий, совещаний, выставок, дневники поездок по Алтаю, полевые заметки; заявки на реализацию рассады, плодов и ягод и встречи с замечательными людьми, дружбой с которыми Михаил Афанасьевич очень гордился. Среди них — выдающийся ученый Н.И. Вавилов, который провел в 1936 г. у Лисавенко в Ойрот-Туре весь день и весьма заинтересовался его «скромной работой». Но самыми главными героями писем, заметок и записных книжек Лисавенко были энтузиасты сибирских садов, которые самоотверженно и бескорыстно осуществляли мечту многих поколений превратить Сибирь в цветущий сад. Практически ни одно научное совещание, посвященное проблемам садоводства, где Михаил Афанасьевич всегда выступал с яркими докладами, не обходилось без примеров, рассказывающих о выдающихся и мало кому известных мастерах-садоводах. Это Ф.М. Гринько (колхоз им. Молотова Шипуновского района); Воронков (колхоз им. Сталина Эликмонарского района Алтайского края); Пилипенко (колхоз «Верный труд» Минусинского района Красноярского края); Лукашов (колхоз им. Мичурина Алтайского района); Корниенко (колхоз «Краснофлотец» Локтевского района); А.К. Захаров, старый заслуженный машинист-железнодорожник, принявший активное участие в озеленении степного города Рубцовска; Н.П. Смирнов и его знаменитый сад на берегу Телецкого озера и многие другие. «О них, – говорил Михаил Афанасьевич, – можно было бы написать целые героические поэмы». Лисавенко всегда подчеркивал, что сибиряки, садоводы-любители и садоводы-опытники были последовательными продолжателями методики В.И. Мичурина, который призывал «не переносить юг на север, а создавать местный оригинальный сортимент на биологической основе, резко отличной от такового же сортимента старых районов плодоводства».
Большой заслугой М.А. Лисавенко, его учеников и садоводов Алтая было не только выведение новых сортов плодов и ягод в Сибири, но и развитие и пропаганда коллективного и приусадебного садоводства, интродукция и селекция декоративных и цветочных культур, а также применение их в пищевой и фармацевтической отраслях промышленности.
В 1967 г. плодово-ягодной опытной станции присвоено имя М.А. Лисавенко, а в 1973 г. она преобразована в научно-исследовательский институт садоводства Сибири.
Сегодня НИИ садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко координирует научно-исследовательские опытные учреждения по садоводству Сибири, Урала, Дальнего Востока, имеет тесные контакты с научными учреждениями ближнего и дальнего зарубежья. Впервые в мире здесь введена в культуру облепиха, триумфальное шествие которой проходит там, где позволяют природные условия. Достаточно сказать, что в одном только Китае под нее отведено около 1 млн. га, тогда как на Алтае – 400 тыс. га, и китайцы серьезно заинтересованы во внедрении самых последних, наиболее лекарственных и крупноплодных ее сортов, выведенных селекционерами института им. Лисавенко.
Лисавенко М.А. в своей работе не ограничивался только плодово-ягодными растениями. Он и его коллектив работал с овощными, зерновыми, субтропическими культурами. Были выведены алтайские сорта картофеля, луков. В годы Великой Отечественной войны Алтайская опытная станция садоводства занималась лекарственными травами, семеноводством кукурузы, многолетних трав.
Широко поставлена работа с декоративными растениями, родиной которых являются Средняя Азия, Кавказ, Дальний Восток, Китай, Канада и другие регионы. Голубые ели и ива Ледебура из Горного Алтая, лимонник китайский и виноград амурский, пирамидальный тополь и орех манчжурский, дуб монгольский и лиственница даурская сегодня украшают улицы алтайских городов. Ученица Михаила Афанасьевича и дочь известного исследователя Алтая В.И. Верещагина, Ирина Викторовна, в своих воспоминаниях отмечала, что Лисавенко «умел предвидеть и правильно решать кардинальные вопросы». Благодаря ему алтайские сорта смородины, облепихи, черноплодной рябины «завоевали Европу», а под Ленинградом из морозоустойчивых сортов алтайских яблонь был заложен «резервный сад».
Люди, подобные М.А. Лисавенко талантливы во многих областях деятельности. Прекрасный организатор своего дела, выдающийся ученый, он сумел создать дружный, творческий коллектив, заложить традиции, которые живут и сегодня, позволяя решать НИИ садоводства сложные задачи.
Переписка с писателями Л. Леоновым и М. Шагинян, А. Коптеловым, Н. Дворцовым, садоводами А. Жебровской, В. Путовым, общественная деятельность на посту председателя Алтайского Комитета защиты мира, преподавательская деятельность в Алтайском сельскохозяйственном институте раскрывают М.А. Лисавенко, как человека, глубоко любящего свою Родину, ее неповторимую природу и людей-труженников. Как всякий крупный общественный деятель он был человеком разносторонних интересов, любил литературу и искусство, а в молодости даже писал стихи. Всю жизнь он боролся за сохранение красоты природы для людей, для того, чтобы в лучших уголках Алтая были построены дома отдыха, пионерские лагеря, туристические базы.
После смерти М.А. Лисавенко в 70-е гг. ХХ в. на базе Алтайской опытной станции, а затем НИИ садоводства Сибири стали проходить Лисавенковские чтения, посвященные памяти академика. С 1976 г. они переросли в республиканские научно-практические конференции, международные симпозиумы, где ученые и садоводы-практики со всех уголков СССР и зарубежья выступали с сообщениями по вопросам селекции, агротехники и плодоношения плодовых, ягодных и декоративных культур. Еще при жизни Лисавенко в школах Алтая начали создавать дендрарии, и этот алтайский почин был подхвачен в России.
В автобиографии Михаил Афанасьевич как-то написал: «Оглядываясь назад, вплоть до воспоминаний далеко не радостного детства, я могу сказать, что садоводство для меня является своего рода творческим призванием. В детстве я никогда не видел плодового сада – коренной сибиряк (прадед – ссыльный крепостной из Воронежской губернии) я не имел понятия о плодовом дереве и тем не менее любимым моим чтением в детстве была неведомым образом откуда попавшая ко мне старинная книжка безымянного автора «Плодовый сад», начинавшаяся пышным эпиграфом из Библии. Эту книжку я читал и перечитывал бесконечное число раз, очевидно, она мне казалась какой-то упоительной сказкой. Эта книжка и сейчас занимает почетное место в моей библиотеке.
Любимым моим занятием в детстве было сеять и выращивать…»
С группой таких же подвижников, как он, М.А. Лисавенко сотворил чудо, и оставил после себя не только цветущий прекрасный сад, «жемчужину сибирского садоводства», но и школу, которой жить вечно, а садам цвести везде…
Т.Г. Мальцева