Встречи с Алтаем: Пырьев Иван

встречи с алтаем

ПЫРЬЕВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
4 (17) ноября 1901 года (село Камень-на-Оби, Алтай, Российская империя) — 7 февраля 1968 года (Москва, РСФСР, СССР).

Советский кинорежиссёр, сценарист.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Народный артист СССР (1948).

встречи с алтаемИван Александрович Пырьев родился в крестьянской семье, на Алтае. В 1904 году отца убили в драке. Мать уехала на заработки. а Ваня жил в большой старообрядческой семье деда Осипа Комогорова. С восьми лет мальчик помогал по хозяйству, был пастухом.
Когда Ваня окончил три класса, мать увезла его в небольшой городок Мариинск, где она жила с мелким торговцем фруктами — татарином Амировым. Отчим отличался крутым нравом, в подпитии бросался на всех с кулаками. Однажды Ваня не выдержал и, схватив топорик, кинулся на Амирова, но тот позорно бежал и спрятался в полицейском участке. После этого Пырьев вынужден был пойти «в люди»…

В конце 1915 года Пырьев сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Он воевал в составе 32-го Сибирского полка. Был дважды ранен, награжден Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней.
В мае 1918 года он заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии и в партию. Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. В это время Пырьев начал учиться в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым.

Иван Пырьев стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге он месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе.
В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.

встречи с алтаемБыл актёром 1-го Рабочего театра Пролеткульта и театра имени Мейерхольда.
В 1923 году окончил актёрское и режиссёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской. Наконец судьба привела его в кино.
Пырьев начинал как помощник режиссёра. Вскоре о нём заговорили как о «короле ассистентов». Утверждали, что даже самый беспомощный режиссёр при помощи Пырьева добьется успеха.
Конечно, он хотел снимать сам. Помог ему случай.

Однако, сняв два фильма, в процессе работы над третьей картиной «Деревня последняя», начатой в 1931 году, режиссёра отстранили от постановки «за противопоставление интересов картины интересам государства»…
Пырьев оказался без работы. Представитель армянской кинематографии уговорил режиссёра и его жену актрису Аду Войцик поехать работать на Ереванскую киностудию, однако вскоре супруги опять вернулись в Москву.

В начале 1930-х годов Пырьев напряжённо искал свою тему, мечтал экранизировать «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, но обстоятельства вынудили его выбрать путь политически лояльного режиссёра. Тем не менее, даже в политически ангажированном «Партийном билете» (1936) — фильме о враге советской власти, прикинувшемся партийным активистом, он достиг подлинного драматизма и детективной напряженности интриги.
Однако успех этого фильма не укрепил положения Пырьева на «Мосфильме». Рассорившись с дирекцией, он отбыл в Киев.

«Богатая невеста» (1937) — лирическая музыкальная комедия о колхозной жизни, встреченная зрителями с большим энтузиазмом, определила для Пырьева выбор жанра и темы на годы вперед. Исполнительница главной роли Марина Ладынина сразу вошла в число наиболее популярных советских актрис, а кроме того, стала второй женой ивана Александровича. Через год в их семье появился сын Андрей.
Однако, прежде чем картина появилась на экране, вокруг неё разгорелся нешуточный скандал. Наряду с московскими артистами в нём снимались и местные. И вот в разгар съёмок руководители киностудии внезапно усмотрели в отснятом материале «националистический уклон». Фильм оказался на грани срыва. И всё же Пырьеву удалось доснять картину и спешно отбыть в Москву. Но высокое киноруководство, отсмотрев отснятый материал, положило его на полку. И только весной 1938 года, когда сменилось руководство Кинокомитета и после просмотра фильма Сталиным, было приказано растиражировать и срочно выпустить фильм на экран.

Кинорежиссёр ставит музыкальные комедии «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941) о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках. Эти феерии, не имевшие ничего общего с реальной жизнью, тем не менее, полюбились рядовому зрителю.

В годы войны Пырьев снял фильм «Секретарь райкома» (1942), в котором остался верным жанровому кино, показав партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива. Затем режиссёр снял музыкальную мелодраму «В шесть часов вечера после войны» (1944, Государственная премия СССР, 1946), полную предчувствия грядущей Победы.
В 1944 году был награжден «За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин».

Фильм «Сказание о земле Сибирской» (1948) был очень хорошо оценен прессой, премирован, продан в восемьдесят шесть зарубежных стран, но особенно большим успехом почему-то пользовался в Японии.

После войны положение Пырьева в глазах кремлёвского руководства упрочилось. Он был на хорошем счету у самого Сталина. И даже то, что он был песпартийным, не помешало ему стать главным редактором главного печатного органа кинематографистов — журнала «Искусство кино».

В «Испытании верности» (1954) в последний раз у него играет Марина Ладынина. В 1955 году Ладынина и Пырьев официально зарегистрировали свои отношения, а в следующем году в ресторане «Арагви» отметили 20-летний юбилей совместной жизни.

В 50-60-х годов Пырьев руководил «Мосфильмом», затем его II объединением, где поддерживал многих молодых режиссёров, позднее ставших знаменитыми. В эти же годы Пырьев обратился к творчеству Достоевского, экранизировал его романы «Идиот» (1958), прочитанный режиссёром увлеченно и страстно, хотя и несколько односторонне, «Белые ночи» (1960), наименее удачная работа режиссёра.

В 1956 году Пырьев вступил в ряды КПСС, через год возглавил оргкомитет Союза советских кинематографистов.
Весь последний период творчества Пырьев занимался общественной деятельностью. Он избирался депутатом в Верховный Совет СССР, осуществлял культурные связи с зарубежными странами, долгие годы был заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР, художественным руокводителм «Мосфильма». Несколько лет проработал он и директором «Мосфильма» (1954-1957).
«Иваном Грозным» называли Пырьева между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь. Иван Александрович был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но с большим обаянием и умением привлекать людей. Скольких руководителей он посетил и убедил, чтобы появился Союз кинематографистов СССР — истинное детище Пырьева.
Однако, получив должности и посты, Иван Александрович стал превращаться из художника в чиновника. Марина Ладынина не могла с этим смириться. Разрыв усугубили его увлечения на стороне.
После развода родителей и размена квартиры в высотке на Котельнической набережной сын Андрей ушёл с отцом…

В год выхода на экран картины Пырьева «Свет далёкой звезды» (1965), в которой в главной роли снялась молодая жена Пырьева Лионелла Скирда-Пырьева, произошёл скандал, виновником которого стал Иван Пырьев. В «Известиях» появился фельетон, посвящённый Пырьеву. В результате режиссёра исключили из партии (потом восстановят) и сняли с поста председателя оргкомитета Союза советских кинематографистов.

Будучи в опале, Пырьев приступил к работе над фильмом «Братья Карамазовы» (1968, трёхсерийный, специальный приз международного кинофестиваля в Москве, 1969), одна из любопытнейших попыток экранного осмысления Достоевского. Однако довести работу до конца ему не было суждено. Вечером 7 февраля 1968 года вернувшись со студии, Иван Александрович лёг, уснул и не проснулся. Медицинское освидетельствование установило неслыханное количество инфарктов, перенесённых в работе, на ногах…
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Третья серия фильма была закончена К.Ю. Лавровым и М.А. Ульяновым.
В 1969 году на Международном кинофестивале в Москве Ивану Александровичу Пырьеву посмертно был присуждён специальный приз за выдающийся вклад в киноискусство.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
1938 — Орден Ленина (фильм «Богатая невеста»)
1941 — Сталинская премия (I степени, фильм «Трактористы»)
1942 — Сталинская премия (II степени, фильм «Свинарка и пастух»)
1943 — Сталинская премия (II степени, фильм «Секретарь райкома»)
1946 — Сталинская премия (II степени, фильм «В шесть часов вечера после войны»)
1948 — МКФ в Марианских Лазнях (Премия Труда и Премия за лучший цветной фильм, фильм «Сказание о земле Сибирской»)
1948 — МКФ трудящихся в ЧССР (Главная премия, фильм «Сказание о земле Сибирской»)
1948 — Сталинская премия (I степени, фильм «Сказание о земле Сибирской»)
1950 — МКФ в Карловых Варах (Премия Труда, фильм «Кубанские казаки»)
1951 — Сталинская премия (II степени, фильм «Кубанские казаки»)
1959 — ВКФ (Вторая премия, фильм «Идиот»)
1959 — МКФ в Лондоне (Диплом, фильм «Белые ночи»)
1959 — МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Белые ночи»)
1959 — МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Идиот»)
1969 — МКФ в Москве (Спец. приз (посмертно), фильм «Братья Карамазовы»)

Международная премия мира (1952) — за документальный фильм «Мы за мир» (1951)
Георгиевский крест 3-й степени
Георгиевский крест 4-й степени
Три ордена Ленина (1938, 1948, ?)
Четыре ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1950, 1951, 1961)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»

Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/21425/bio/