Встречи с Алтаем: Чорос-Гуркин Григорий Иванович
Художник Г. И. Чорос-Гуркин родился 12 января 1870 г. в небольшом с. Улала (ныне – г. Горно-Алтайск) Бийского уезда, в крещеной семье.
Григорий Иванович Гуркин, алтаец из древнего рода Чорос, является первым профессиональным национальным художником, воспевшим неповторимую красоту могучей и прекрасной природы горного края, его древнюю культуру и народные традиции. В 8 лет Г. Гуркин был отдан в иконописный класс улалинской начальной школы при главном стане Алтайской духовной миссии. С 13 лет учительствовал в сс. Паспаул и Улала, занимался писанием икон в Улале и Бийске. В 1896 г. Г. И. Гуркин знакомится с учеником Петербургской певческой капеллы А. В. Анохиным, приехавшим в Бийск на каникулы. Он и уговорил Г. Гуркина поехать в столицу для получения художественного образования.
В Петербурге будущий мастер пейзажа получает уроки у знаменитого художника И. И. Шишкина дома, в личной мастерской, и в классе А. А. Киселева, будучи вольнослушателем Академии художеств. В годы учебы Г. Гуркин в летние месяцы живет на Алтае. С 1903 г. он обосновывается в Аносе, живописнейшем горном селе Чемальского района. Там он построил со временем дом, мастерскую, организовав вокруг них и хозяйственных построек сад с водоемами. Благодаря Г. Гуркину, Анос в начале XX в. был культурным центром Алтая и Сибири, куда на лето приезжали его ученики, художники, писатели и ученые.
В Аносе художником были созданы все наиболее известные произведения: «Хан Алтай», «Ледоход», «Корона Катуни», «Оттепель», «Кочевье в горах», «Озеро горных духов», «Алтай. Горная долина» и др. показанные на персональных выставках 1907–1915 гг. в Томске, Красноярске, Иркутске, Барнауле, они принесли ему заслуженную славу первого пейзажиста Сибири. Выставки Г. Гуркина, как отмечала периодическая печать того времени, возбуждают «значительный интерес» публики, были «необычным и выдающимся явлением». На них он зарекомендовал себя не только как неподражаемый мастер пейзажа, но и великолепный рисовальщик, один из первых исследователей народной культуры алтайцев.
Большое место на выставках занимали рисунки этнографического характера, орнаменты, иллюстрации к народному эпосу, зарисовки археологических древностей, выполненные в результате длительных экспедиций по Алтаю. Известно, что собирательской и исследовательской деятельности Г. Гуркина способствовали знакомство и контакты художника с ученым миром и творческой интеллигенцией Сибири, собственное подвижничество и высокая образованность. Особое значение имели для него дружба с выдающимися деятелями сибирской науки и культуры – Г. Н. Потаниным и А. В. Анохиным, которые привили ему интерес к изучению народного творчества и фольклору.
В эти же годы Г. И. Гуркин дебютирует как литератор. Обращает на себя внимание авторское оформление афиш и каталогов выставок с поэтическими комментариями в указателях работ. Каталог выставки 1915 г. в Томске начинается лирическим очерком «Алтай и Катунь». Г. Гуркин был одним из первых алтайцев, писавших и публиковавших на русском языке свои литературные экспромты, посвященные природе, людям Алтая. По духу литературные произведения художника близки идеям и устремлениям молодых сибирских писателей начала ХХ в., находившихся под влиянием областничества, ратовавших вслед за его зачинателем и идейным вдохновителем Г. Н. Потаниным за просвещение и культурное процветание Сибири. Со многими художник был лично знаком и дружен.
Ярким свидетельством этих дружеских и творческих связей была совместная работа над «Алтайским альманахом» (1914). Это первое и единственное иллюстрированное приложение газеты «Жизнь Алтая», выходившей в Барнауле (1911–1918), было напечатано в Санкт-Петербурге. По предложению его редактора Г. Д. Гребенщикова в оформлении книги принимал участие Г. И. Гуркин. Особый интерес представляет обложка, в которой соединились освоенная в мастерской И. И. Шишкина система штриховок для характеристики разнородных элементов пейзажа и орнаментально-декоративное, фризовое построение пространства, реальные события из жизни алтайцев и мифологизированные образы древней культуры, народных легенд.
Наступило время духовной и творческой зрелости художника, омраченное драматическими событиями революции и гражданской войны, из-за которых не осуществились планы художника проехать со своими выставками по странам мира. В эти годы он оказался невольно ввергнутым в водоворот политической жизни. Полтора года политической деятельности в составе Алтайской Горной думы и Кара-Корумской окружной управы стали причиной ареста в декабре 1918 г., эмиграции в Монголию и Туву с 1919 по 1925 гг. ради спасения творческого наследия, вторичного ареста в 1934 г. и трагического исхода жизни в 1937 г.
Годы пребывания в Монголии и Тувинской Народной республике были для Г. И. Гуркина плодотворными, несмотря на неизбывную тоску по Родине. В этот период им было выполнено большое количество рисунков с натуры, зарисовок быта, национальных типов, народных праздников, эскизов композиций будущих работ. В Монголии обогатилась живописная палитра художника. В Туве он выполнил по заказу правительства эскизы первого тувинского букваря, первого учебника «География Танны-Тувинской земли», создал подлинные шедевры пейзажной живописи. Но тема Алтая никогда не уходила из творчества художника. Алтай остается в многочисленных эскизах, замыслах, воплощением которых Г. И. Гуркин занимался до конца своей жизни.
В 1925 г. Г. И. Гуркин получает разрешение вернуться домой и осенью этого же года отбывает на Алтай. По дороге домой он останавливается в Новосибирске, где ему была оказана помощь в организации персональной выставки в помещении редакции газеты «Советская Сибирь». В 1926 г. Г. И. Гуркин становится участником двух крупных выставок в Москве «Жизнь и быт народов СССР» и «Сибирской художественной выставки». О работах Г. И. Гуркина нарком просвещения А. В. Луначарский написал: «Отмечу еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чорос-Гуркина, ойратского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утонченная техника, я уж не знаю». Сразу же после приезда из Москвы Г. И. Гуркин совершает путешествие к Белухе, надолго зарядившее его новыми впечатлениями, из которого привозит мастерски выполненные живописные этюды-картины, отличающиеся продуманностью композиции и колористического решения.
Последнее десятилетие творчества художника связано с социалистической новью Алтая. Художнику был возвращен дом в Аносе, где он восстановил мастерскую. Г. Гуркин продолжает писать пейзажи, работает над эскизами композиций картин на новые темы «Колхозное собрание», «Алтайские партизаны», участвует в подготовке праздничного оформления столицы Ойротии, города Ойрот-Туры (ныне г. Горно-Алтайск). Интерес представляет графика – оформление первого алтайского букваря, обращение в этнографике к разработке национального орнамента, предметам шаманского культа, народному эпосу, классическим образам скифской культуры, эскизы произведений на темы будущего Алтая, в которых наперекор надвигающейся на художника трагедии звучит светлая мечта о счастье родного народа.
С 1925 г. Г. И. Гуркин много времени отдавал просветительской и преподавательской деятельности. По его инициативе в Горном Алтае открылся музей, Ойрот-Туринская художественная школа, где он сам и обучал учеников рисунку, живописи. Но в 1937 г., в период «большого террора», жизнь и творчество Г. Гуркина оборвались, ему не простили «заблуждения» первых послереволюционных лет, он был арестован и расстрелян как «враг народа». Формальная реабилитация 1956 г. еще долгое время не снимала с имени прославленного и признанного Мастера ярлык «националиста и контрреволюционера». Поэтому оказались безрезультатными попытки «воскрешения» аносинской усадьбы художника и создания там мемориального музея вплоть до конца 1980-х гг. «В шестидесятые – по словам писателя И. Кудинова, – имя Чорос-Гуркина произносилось вполголоса и с оглядкой. Гуркин жил как бы в двух измерениях – и это вполне устраивало местные власти, создавало даже некое удобство. Когда надо – отметить имя художника, талантом своим создавшего славу родной земле, а когда требует обстановка – нелишне и прицыкнуть…, как бы напоминая любителям «чистого искусства» кто есть кто». За это осуждал своих соотечественников ученый-этнограф из Ленинграда П. И. Каралькин (1908–1990) – один из главных корреспондентов директора краевого музея изобразительных искусств (г. Барнаул) В. В. Мурнина (1904–?), предпринимавшего на рубеже 1950–1960-х гг. активные действия по привлечению интереса к созданию музея-усадьбы Г. Гуркина и увековечению памяти алтайского художника. В одном из писем 1959 г. он писал: «Откровенно говоря, я к ним с большой претензией, и в свое время (1951) осуждал, скандалил у обл.[астных] руководителей, когда они дошли до такой низости, дав распоряжение стирать на картинах имя художника».
За последующие полвека произошли существенные изменения по возвращению доброго имени Г. И. Гуркина. Имя алтайского художника медленно, но неуклонно возвращается из забвения и занимает достойное место в истории искусства и культуры Сибири, России. Осенью 1990 г. Управлением КГБ по Алтайскому краю были полностью представлены гласности следственные документы по делу Г. И. Гуркина. Из «Анкеты арестованного», заполненной Г. И. Гуркиным собственноручно, стала известна дата его рождения – 12 января 1870 г. В 1992 г. на доме художника была установлена мемориальная доска. В 1996 г. дом-усадьба в с. Анос вошла в перечень особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай. 12 января 2006 г. в Аносе состоялось открытие музея-усадьбы основоположника профессионального искусства на Алтае Г. И. Чорос-Гуркина. Он является филиалом Национального музея республики Алтай им. А. В. Анохина (НМРА, г. Горно-Алтайск). В доме Г. Гуркина проходили в свое время «Аносские вечера», возрождению которых горноалтайский музей посвятил первую конференцию в июле 2006 г., назвав ее «Аносские встречи». В эти же дни в Горно-Алтайске состоялось открытие памятника Г. И. Гуркину.
За последнее десятилетие творчество Г. И. Гуркина было достойно представлено музеями Барнаула и Горно-Алтайска на выставках в Москве. В 2002 г. Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК, г. Барнаул) на выставке «Из художественного наследия Алтая. Иконопись. Живопись. Графика», проходившей в Третьяковской галерее в рамках проекта «Золотая карта России», показал двадцать лучших работ художника из своего собрания. В 2005 и 2006 гг. Национальный музей Республики Алтай представил произведения Г. Гуркина на выставках «Алтай: всемирное наследие природы и культуры» в штабе-квартире ЮНЕСКО и «Древний Алтай» – в Историческом музее. Появились новые исследования и публикации о жизни и деятельности алтайского художника, фольклориста, литератора, просветителя и общественного деятеля Г. И. Чорос-Гуркина.
Как подлинное явление высокой культуры творческое наследие выдающегося представителя алтайского народа Григория Ивановича Чорос-Гуркина неисчерпаемо. Каждое поколение будет открывать все новые грани его многостороннего дара. Живопись и графика Г. И. Гуркина и сегодня являются школой мастерства для последующих поколений художников. Этнографика Г. И. Гуркина – неиссякаемый источник для изучения национальной культуры алтайцев от религиозных воззрений до оформления предметов быта элементами орнамента.
Н. П. Гончарик