Руководитель учебно-методического объединения (УМО) педагогических вузов Виктор Болотов выразил несогласие с инициативами министра и подал в отставку.

повышение квалификации, професисональная переподготовка

Причиной ухода стало его категорическое несогласие с высказанной министром образования Ольгой Васильевой инициативой допуска к педагогической магистратуре только выпускников профильного бакалавриата. Однако, Минобрнауки отмечает, что пока эта идея находится на стадии обсуждения.

Корреспондентам газеты «Коммерсантъ» Виктор Болотов объяснил свою позицию тем, что «после ряда высказываний министра я не хочу продолжать делать вид, будто все в порядке. Если мы не протестуем против этого — значит, поддерживаем».

В. Болотов напомнил, что в 2013 году министерство утвердило профстандарт для учителей и новые стандарты общего образования. «В этих – принципиально новых для нашей школы – документах акцент делается на развитие ребенка, на овладение метапредметными компетенциями. А педагогические вузы продолжали по привычке готовить учителей для школы, которой уже нет,— рассказал «Ъ» Виктор Болотов.— Поэтому в 2014 году учебно-методическое объединение совместно с 40 педвузами начали работу по модернизации педагогического образования». Первый этап завершился в 2016 году, и УМО начало готовить второй этап, который предполагал распространение опыта на всю страну.

Но в августе был назначен новый министр образования РФ. По словам Виктора Болотова, материалы по модернизации были подготовлены для представления министру, встречу обещали, но она так и не случилась. Тем временем Ольга Васильева стала публично выдвигать тезисы, с которыми руководитель УМО не мог согласиться категорически.

Во-первых, Виктор Болотов выразил несогласие с идеей замены в педагогических вузах бакалавриата системой специалитета. По его словам, педагогов-бакалавров учат с 1992 года, и за все годы не было нареканий. Непонятно, на каком основании министр сделала вывод, что бакалавриат для педагогов – это неправильно.

Вторая идея – министерство без вынесения вопроса на обсуждение говорит, что в педагогических вузах акцент в обучении студентов следует делать на предметной подготовке. Между тем, утверждает Виктор Болотов, данные всех исследований, в том числе и международных, показывают отставание именно психолого-педагогического направления, а предметное обучение поставлено как раз неплохо: при знании предмета учителя не умеют взаимодействовать с учениками. Поэтому в УМО решили, причем после долгих дискуссий, что при модернизации упор надо сделать на психологию.

Наконец, заявление Ольги Васильевой на совещании с ректорами о том, что в педагогическую магистратуру должны приниматься только бакалавры педагогики – выпускники профильного обучения, стало для Виктора Болотова, по его словам, последней каплей. В решении по итогам совещания говорится: «Считать целесообразным осуществлять прием на программы магистратуры, реализуемые в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки», абитуриентов, имеющих профильное образование предыдущего уровня».

В. Болотов назвал эту  инициативу, «мягко говоря, совсем неправильной». Он напомнил, что наоборот, идти работать в школу всегда призывали выпускников классических университетов: филологов, математиков, химиков, физиков. «А если их берут в школу, то надо дать право поступить в педагогическую магистратуру», — подчеркнул он. Виктор Болотов также отметил, что за привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования, выступал премьер Дмитрий Медведев, в бытность свою президентом в 2010 году. При его содействии тогда развернулся проект «Наша новая школа«, где как раз ставилась задача «привлечь в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования». После прохождения психолого-педагогической подготовки и освоения новых образовательных технологий учителя смогли бы поделиться с детьми своим богатым профессиональным опытом.

Как заявили в пресс-службе Минобрнауки, педагогическую магистратуру предложили эксперты Российской академии образования, эту идею поддержали ректоры вузов. Замдиректора департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Алексей Лубков  подчеркивает, что сейчас идет процесс обсуждения, единое решение не принято, и пока нельзя говорить о том, закрываем этим мы возможности или, наоборот, открываем. Для внедрения в практику педвузов предлагаются и варианты двойного бакалавриата, и специалитета.

Тем не менее Виктор Болотов настаивает на том, что ход обсуждения инициативы отталкивался именно от того, что в педагогическую магистратуру могут идти только выпускники педагогического бакалавриата. УМО, напротив, отстаивало идеи увеличения количества возможных «входов в профессию учителя» для разных специалистов, и эта позиция поддерживалась предыдущим руководством Минобрнауки. «Пришли новые люди и дают новые вводные»,— посетовал В. Болотов.

Ректор МГПУ Игорь Реморенко согласился, что действительно существуют проблемы с качеством поступающих в педагогические магистратуры, чтобы их решить, необходим «серьезный экзамен на входе, который, например, учитывал бы педагогический опыт поступающих». По его мнению, со сменой руководителя УМО «общий подход к педагогическому образованию также может измениться». «Виктор Болотов имеет огромный опыт в организации педобразования, и я очень надеюсь, что министерство будет внимательно относиться к его экспертной позиции»,— добавил И. Реморенко.

Замдиректора департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Алексей Лубков назвал решение Виктора Болотова сложить полномочия «несвоевременным»: он «обладает ценными качествами —  умением слышать разные точки зрения и находить дипломатические решения, что чрезвычайно востребовано сейчас, когда стоят задачи доработки примерных образовательных программ, требующие серьезных обсуждений«. Кандидатуру нового председателя УМО – сейчас на эту должность рассматривают и. о. первого проректора Педагогического университета имени Герцена Владимира Лаптева – будут определять «с учетом мнения всех членов координационного совета, включая Болотова«,— сообщил Алексей Лубков.

Справка

Виктор Болотов в 1990 году возглавил Главное управление педагогического образования Минобразования, с 1992 по 2004 год работал замминистра. С 2004 по 2008 год возглавлял Рособрнадзор. Является одним из авторов системы ЕГЭ.

УМО — учебно-методические объединения, существуют по всем видам профобразования. Это переговорная площадка вузов по координации образовательных программ.

Подробнее: http://kommersant.ru/doc/3130994