Исаак Калина: «Лидерство учителей»
Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
Адольф Дистервег
Сегодня традиция лидерства Москвы выходит на новый уровень. Качественное массовое образование, которое становится доступным каждому юному москвичу, на мировом уровне признано одним из лучших, а московская система образования уже прочно закрепила свои лидирующие позиции на уровне страны. Но умеем ли мы это ценить? Понимаем ли всю пользу, все возможности и всю ответственность?
Говоря о лидерстве, я имею в виду достижение качественно новых, лучших результатов. За последние годы скорость информационно-технологического развития, а значит, и темпы развития массового образования в городе существенно возросли. И не случайно мы связываем лидерство с уровнем технологического развития, ведь технологии сегодня — это обязательное условие лучшего результата. Что особенно важно — именно технологии дают гарантию равной возможности достижения высоких результатов для всех. Поэтому мы стремительно оснащаем наши школы самым передовым оборудованием, проводим специальное обучение учителей, совершенствуем контрольно-измерительные процедуры и, безусловно, очень охотно поощряем педагогов и директоров, преуспевающих в освоении будущего. Одна из важнейших на сегодня задач — в ближайшие два года полностью перейти на новый формат обучения, на платформу московской электронной школы.
Информационные технологии помогают создать единое открытое образовательное и коммуникационное пространство. Учитывая то, как легко это пространство освоили наши дети, как активно пользуются родители современными способами коммуникации (а порой они далеко опережают школу в практическом освоении будущего), мы видим, что роль школы как информационного лидера за последние годы трансформируется не в нашу с вами пользу. Общедоступность знаний в любом месте в любое время, неограниченный выбор этих знаний, возможность беспрепятственного обмена знаниями стало сегодня естественной нормой жизни.
Понятный пример из управленческой сферы, которая, как мы все видим, претерпела значительные изменения уже за последние годы: еще лет 20-30 назад все уровни власти и общества отличались разным уровнем доступа к информации. Да и 5-6 лет назад в системе образования города подобное различие по инерции еще продолжало существовать: руководство собирало отдельно начальников окружных управлений, чтобы до них донести информацию, те в свою очередь — руководителей школ и так далее. Уровень информированности всегда был связан с уровнем властных полномочий. Сегодня эта схема разрушена самим изменившимся обществом, возможность быть информированным наравне с руководителем Департамента есть, грубо говоря, практически у каждого учителя, на этот уровень различия в полномочиях уже не влияют. А ведь раньше директор школы мог управлять зачастую только благодаря тому, что он во всем коллективе был один «знающий»!
Возникает закономерный вопрос: как сегодня, когда нет разницы в уровне информированности, обеспечить управление школой? Это в самом деле совершенно новая управленческая задача. И очень хорошо, что она стоит так открыто и очевидно для всех участников образовательного процесса, теперь каждый может проявить свой управленческий талант, вовлечься в процесс организации собственной жизни и жизни всей школы самостоятельно. В этом, пожалуй, большой плюс.
А вопрос подводит нас к еще одной важной задаче, мало обсуждаемой, но очень серьезной. О новой современной роли учителя и школы в технологичном информационном мире, новой культуре лидерства или, если можно так сказать, осовременивания традиции лидерства школы и учителя, особенно классных руководителей, в информационном пространстве.
При всех необратимых колоссальных технологических, информационных, содержательных преобразованиях неизменным остается главная роль школы — объединяющая роль, консолидирующая роль школы, открывающей дверь в мир знаний и умений для каждого, так или иначе если не источника, то организатора освоения этих знаний и умений. Сегодня мы говорим о школе — интеграторе образовательных ресурсов города. Границы стираются, так же как и разрушаются незыблемые «звукоизолирующие стены» современной школы, объединяющей все имеющиеся образовательные ресурсы. Когда источников много и доступ к ним не ограничен, школа должна уметь организовать единое образовательное пространство, служить ориентиром в бесконечных потоках информации, как порт приписки ученика, оставаясь уверенным хранителем общих ценностей и традиций, умело агрегировать самое важное, самое актуальное, самое полезное, самое вечное и самое современное знание.
Есть очень простое объяснение неутихающей критики в адрес отношения к современному учительству — «раньше учителей уважали, теперь учителей не уважают». Ну, во-первых, и раньше не всех уважали, а сейчас много тех, кого уважают. Но да, как к сообществу к учительству в родительской среде, конечно, уважение в 50-е годы было кратно выше. А почему? А потому что учителя были лидерами того информационного пространства, которое было тогда: они почти единственные читали газеты, они гораздо внимательнее слушали радио, они читали толстые журналы, они были лидерами того информационного пространства, еще говорят — источником знаний. Роль источника знаний сегодня с себя уже можно снять, это непосильная роль, но вот стать новым лидером — главная задача, задача непростая, но решаемая.
На уровне школы, конечно, пример должен подавать директор, грамотно управляя информацией, административная команда директора — ответственно помогая ему и учителям в создании качественных условий и правильной трансляции общих задач и общих возможностей, помогая оставаться навигатором. Классные руководители — главный пример для учащихся, для родителей (особенно важно), создатель общего информационного пространства для диалога, для совместной воспитательной работы. Ну и учителя-предметники существенно себе облегчат работу, синхронно создавая единое интегрированное образовательное пространство для всех параллелей классов, для всей школы.
Культура нового информационного лидерства учителя — это прежде всего лидерство в освоении технологий будущего, понимании результатов будущего и путей их достижения, культура командной работы по выстраиванию практико-ориентированного, метапредметного пути обучения, культура воспитания на языке, понятном современным детям, культура грамотного и открытого общения с родителями и многое другое, что нам с вами еще предстоит открыть для себя, открывшись новому самим смело и уверенно.
Исаак КАЛИНА, руководитель Департамента образования города Москвы, министр Правительства Москвы
P.S. Лидерство — в психологии: процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели. (Википедия)
Источник: Учительская газета – Москва, 31.01.2017 Учительская Газета