Система независимой объективной оценки качества подготовки обучающихся будет расширена.

повышение квалификации, профессиональная переподготовка

Результаты международных исследований качества образования, их практическое использование, а также влияние проводимых в образовательных системах разных стран преобразований на уровень подготовки школьников обсудили участники международной конференции «Результаты международных исследований TIMSS и PISA 2015 года и факторы, влияющие на изменения в системе образования», прошедшей в Москве. Участие в конференции приняли представители более 30 стран и всех регионов России.

Открывая конференцию, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что, по результатам исследований 2015 года, Россия сохранила лидирующие позиции в математическом и естественнонаучном образовании по итогам исследования TIMSS и продемонстрировала одну из самых лучших в мире динамик улучшения результатов в исследовании PISA, изучающем читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность 15-летних учащихся.

«Нужно проанализировать, какие факторы обусловили такую динамику и какие усилия ещё нужно предпринять«, — заявил Сергей Кравцов.
По его словам, положительное влияние на качество школьного образования в России оказало:
  • введение новых образовательных стандартов, обновивших содержание школьного образования,
  • введение национальных экзаменов в 11 и 9 классах,
  • объективная оценка знаний выпускников на ЕГЭ и
  • работа с результатами этой оценки для решения выявленных проблем.
Он отметил важность комплексного подхода к улучшению качества образования в школах России, включающего, в том числе, объективную аттестацию учителей и директоров школ, работу по повышению квалификации педагогов, оснащение современным учебным оборудованием.
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева рассказала о задачах по совершенствованию качества российского образования. Она констатировала, что введение государственных образовательных стандартов стало важным этапом в развитии российского образования в последние годы, отразившимся в том числе и на результатах России в сравнительных международных исследований качества образования.
«Наши результаты показывают, что новые стандарты соответствуют современным международным тенденциям в образовании. Однако совершенствование стандартов еще не завершено. Принимаются меры по включению в них базового содержания по учебным предметам, стандарты должны обеспечить базу для творческого развития наших детей, для формирования у него интереса к учебе, проявления таланта. Важно повысить и укрепить воспитательную роль школы», — заявила Ольга Васильева.
Она отметила, что повышение результатов российских участников в международных исследованиях приходится на период введения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. По словам министра, за несколько последних лет была проделана колоссальная работа по совершенствованию формы этого экзамена, исключению из него тестовой части, повышению объективности и улучшению технологического оснащения ЕГЭ.
Ольга Васильева добавила, что необходимо расширить систему независимой объективной оценки качества подготовки обучающихся, в том числе выстраивая систему всероссийских проверочных работ, которые в этом году пройдут для учащихся 4, 5 и 11 классов. Министр также обратила внимание на необходимость устранения неравенства в образовании, на развитие для этих целей соответствующих управленческих механизмов.
Старший менеджер проекта PISA Питер Адамс познакомил участников конференции с результатами последнего исследования, проведённого в 2015 году, и представил свой анализ факторов, повлиявших на изменение результатов в разных странах. С аналогичным докладом об исследовании TIMSS выступила старший научный сотрудник Международной ассоциации по оценке учебных достижений Паула Корснакова. 
С краткими обзорами результатов своих стран в международных исследованиях и факторов, повлиявших на их изменение, выступили представители Болгарии, Израиля, Литвы, Турции, Эстонии и Германии. Мэр Москвы Сергей Собянин и руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина рассказали о преобразованиях, проведённых в системе школьного образования Москвы, которые позволили московским школам выйти на лидирующие позиции в мире.
Справочно: 
Международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment) является крупнейшей общепризнанной международной программой оценки образовательных достижений учащихся, охватывающей в настоящее время 72 страны.
Тесты PISA призваны выявлять и оценивать функциональную грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в таких сферах как чтение, математика и естественные науки. Причем, акцент в заданиях сделан на выявлении творческих навыков учащихся, критического мышления и решении практических проблем в реальных жизненных ситуациях.
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное исследование качества математического и естественнонаучного образования, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественнонаучным предметам, а также подготовка учащихся 11-х классов, изучающих углубленный профильный курс математики и физики. В исследовании принимают участие более 50 стран.