Е. Ямбург: система учительского роста не должна лишать учителей преференций
Мультимедийный круглый стол в формате видеомоста Москва – Санкт-Петербург – Липецк на тему «Кто будет работать с электронной школой завтра: в фокусе – профессиональный стандарт педагога» состоялся в понедельник, 8 октября 2018 года, в МИА «Россия сегодня».
В 2014 году сформирован и принят Профессиональный стандарт педагога, направленный на обучение учителей новым профессиональным компетенциям.
Постепенно в 23 территориях была начата работа по подготовке учителей в этом формате. Между тем в августе 2017 года в соответствии с поручением Президента РФ В. Путина принят новый проект уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста (НСУР).
По словам директора школы № 109, президента Педагогической ассоциации «Педагог XXI века» Евгения Ямбурга, главное, чтобы при внедрении этой системы ни один учитель не потерял свои преференции. «С самого начала было оговорено: все социальные гарантии, категории и почетные звания должны сохраниться«, – отметил Ямбург.
«Понимая, что опять потребуется переходный период очень серьезный, мы и здесь попросили не спешить«, – добавил он, уточнив, что переговоры вокруг нового пакета документов вел с министром просвещения РФ Ольгой Васильевой и премьер-министром Дмитрием Медведевым.
«Очень хорошо понимаю возражения наших уважаемых профсоюзов: здесь каждый шаг должен сопровождаться подушкой безопасности, то есть, не ухудшать материальное положение учителей«, – признал эксперт.
По его словам, помимо всего прочего, потребуются «содержательные изменения некоторых параграфов и положений существующего законодательства». Вновь подчеркнув, что новая модель аттестации «никак не противоречит предыдущей«, он в то же время напомнил, что пенсионный возраст отодвинулся.Это налагает особую ответственность по отношению к старшему поколению. «Пожилых учителей нельзя обижать, они в тяжелом положении… Глаза не горят… Не трогайте их, дайте нормально доработать», – акцентировал он.
Охватившее около 30 стран исследование относительно принятого механизма аттестации педагогов, а также анализ 85 систем подходов к аттестации, привели к неутешительному выводу.
«У каждого субъекта Российской Федерации свой подход к проведению аттестации. Мы не увидели единого подхода к пониманию лучшей учительской практики«, – отметил проректор Московского государственного психолого-педагогического университета по внеучебной и социальной работе Андрей Милехин. Вуз выступает оператором реализации проекта разработки новой модели аттестации учителей.
«Чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности учителя в одном регионе, необходимо набрать десять баллов, а в другом шестьсот«, – привел он пример.Апробация новой модели аттестации проходила в 19 субъектах федерации и 11 вузах с применением Единого федерального оценочного материала (ЕФОМ). «Это те механизмы, которые позволяют оценить уровень сформированности профессиональной компетенции, они дифференцированы«, – пояснил участник мультимедийного круглого стола.
Он рассказал, что 8 октября 2018 года на сайте ефом.рф стартовало общероссийское общественно-профессиональное обсуждение новой, доработанной по итогам апробации модели аттестации учителей.
Ее проверяли на практике 615 учителей и 468 студентов. Собрано порядка двенадцати контент-единиц относительно результатов апробации.
Как подчеркнул эксперт отдела по вопросам общего образования аппарата Профессионального союза работников народного образования и науки РФ Сергей Шадрин, «настороженное отношение вызвал у нас не документ стандарта как таковой, а механизм его реализации на практике».
В 2016 выяснилось, что более половины субъектов федерации не заложили средства на повышение квалификации педагогических работников. «Мы полагаем, что планы по применению профессиональных стандартов не будут выполнены к январю 2020, как предусмотрено постановлением правительства«, – поделился он.
В силу того, что изначально требования профстандарта не были экономически обеспечены в регионах, планку требований к педагогическим работникам пришлось снизить. «Требования к квалификации, установленные профстандартом, были приведены в фактическое соответствие с Единым квалификационным справочником«, – пояснил эксперт.Среди особенностей внедрения профстандарта в регионе участница мультимедийного круглого стола в Санкт-Петербурге, заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Татьяна Рыборецкая назвала включение педагогов в реализацию инновационных проектов.
Совместно с Российской академией образования здесь воплощают инновационный проект «Безопасная образовательная среда«. Участие педагогов предполагает развитие ряда профессиональных компетенций. В частности, умения регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Ведется внедрение новых форм повышения квалификации. «Мы направляем в муниципалитеты существенные финансовые средства, предназначенные учителю. И он выбирает программу повышения квалификации в ведущих федеральных вузах», – отметила она.
По ее словам, областные педагоги могут учиться в Московском государственном психолого-педагогическом университете, в МПГУ. «Буквально в августе мы заключили соглашение с герценовским университетом«, – рассказала чиновница.
РИА Новости https://ria.ru/sn_edu/20181009/1530245024.html