Встречи с Алтаем: Чеглецов Александр Николаевич
В истории медицины Барнаула имя Александра Николаевича Чеглецова занимает особое почетное место. Еще при жизни этот человек стал легендой: выдающийся хирург, чей талант, ум, трудолюбие и требовательность к себе и коллегам делали чудеса.
А. Н. Чеглецов родился в 1906 г. в г. Красноярске Енисейской губернии. В 1922 г. окончил курс единой трудовой школы II ступени в г. Зима Иркутской губернии. Уже в то время начал проявляться его «твердый мужской характер» – так, в справке ячейки ВЛКСМ г. Иркутска от 22 ноября 1924 г. указывалось на «серьезность, вдумчивость и аккуратность т. Чеглецова». По окончании в 1927 г. медицинского факультета Иркутского государственного университета отделом здравоохранения Красноярского окрисполкома было выдано регистрационное удостоверение, по которому доктор А.Н. Чеглецов был зарегистрирован и внесен в списки Красноярского окружного отдела здравоохранения, как имеющий право профессиональной работы по специальности. Можно сказать, что становление врача-хирурга-практика, организатора врачебного дела А.Н. Чеглецова произошло уже в первые годы его деятельности в сельских и районных больницах, где было самое широкое поле деятельности.
В с. Тасеево Канского уезда, в Томской железнодорожной больнице, в Енисейской районной больнице с 1928 по 1933 г. им было произведено около 3 тыс. операций, в том числе более 2 тыс. сложных, которые до него в глубинке ранее не делались, а больные с серьезными диагнозами направлялись в Красноярск. По сути дела, А.Н. Чеглецов был врачом-универсалом, таким, какими являлись земские врачи начала ХХ в. Енисейская районная больница во времена его деятельности выросла до уровня межрайонной и приравнивалась по техническому оснащению и профессиональным качествам врачей к Красноярской краевой, т.к. обслуживала несколько районов, северные и южные прииски, а также Туруханский край. Пациентами А.Н. Чеглецова были крестьяне и охотники, русские и татары, эвенки и остяки, привыкшие к невежественным «знахарям, костоправам и шептунам». Молодой доктор, слава о котором сразу же разлетелась по суровому краю, не только хорошо разбирался в болезнях, но и мог дать нужный житейский совет. В бытность свою хирургом Томской железнодорожной больницы Александр Николаевич обнаружил «незаурядные хирургические способности, которые позволяли надеяться, что в его лице в дальнейшем можно встретить незаурядного хирурга-практика», – так говорилось в справке здравотдела Томской железной дороги. Эти слова оказались пророческими. В 1933 г. Енисейская районная больница из скромной лечебницы на 18 коек в хирургическом отделении выросла до крупного лечебного учреждения с четырьмя отделениями на 75 коек: хирургическим, родильным, гинекологическим и терапевтическим. А.Н. Чеглецовым проводились самые разнообразные операции: трепанация черепа, резекция желудка, операции Вертгейма, на печени, на почках, на кишечнике, струмы больших размеров, внематочная беременность. Казалось, он бросал вызов недугам, смело брался за любые операции, зная, что кроме него их никто не сделает, а больного можно не спасти, если отправить в Красноярск. Кроме этого он воспитывал и учил других врачей, успевал заниматься научной работой, о чем свидетельствуют публикации в «Советской врачебной газете».
В 1933 г. Александр Николаевич переехал в Барнаул и до 1941 г. работал в городской больнице хирургом и заведующим отделением неотложной хирургии и травматологии.
В Барнаульской городской больнице он начинал работать с таким маститым хирургом как Нил Михайлович Руднев. И вскоре Н.М. Руднев, который не знал до этого соперников в опыте и мастерстве, признал, что сложные операции, какие делал А.Н. Чеглецов, ему не приходилось делать. Александру Николаевичу посчастливилось работать с выдающимся организатором здравоохранения на Алтае Константином Ивановичем Зеровым. Вместе они стояли у истоков введения в качестве лечения переливания крови, организации скорой медицинской помощи на дому, научного медицинского общества. Первым в Барнауле А.Н. Чеглецов применил обезболивание и первым в 1936 г. произвел операцию на сердце. Начало возникновения алтайской санавиации тоже связано с именами А.Н. Чеглецова, К.И. Зерова, Н.В. Борисова. Ими, только за 1940 г., была оказана экстренная медицинская помощь тяжело больным и пострадавшим от аварий и других несчастных случаев жителям отдаленных районов края: выполнено 376 вылетов, проделано 225 неотложных операций, около 327 консультаций по диагностике, 20 переливаний крови больным, перевезено 591 кг медикаментов и 93 человека госпитализированы в краевой центр.
В сентябре 1941 г. А.Н. Чеглецов ушел на фронт хирургом 372-й стрелковой дивизии, сформированной в Барнауле, войну закончил в звании майора военной службы. Воевал, вернее, оперировал на Волховском, Ленинградском, 2-м Прибалтийском фронтах. А.Н. Чеглецов награжден орденом Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, медалями. После окончания войны, вернувшись в Барнаул, работал заведующим хирургическим отделением, а затем главным врачом Барнаульской городской больницы, где делал сложнейшие операции, в том числе пластические, по устранению дефектов лица, тазобедренных суставов. Многим из пациентов он вернул настоящую красоту, а они были благодарны ему до конца своей жизни.
Заслуги А. Н. Чеглецова в деле организации медицинского обслуживания в городской больнице не остались незамеченными: он был избран депутатом городского совета, возглавлял комиссию по здравоохранению, научное общество хирургов Алтая, был членом правления Всероссийского общества хирургов, главным хирургом города. В 1950 г. ему было присвоено звание заслуженного врача РСФСР, а к фронтовым наградам добавилась еще одна – орден «Знак Почета».
Одним из первых Александр Николаевич поставил вопрос об открытии на Алтае медицинского института. В городской больнице, во время руководства ею А. Н. Чеглецовым, работал крепкий и талантливый коллектив врачей, медсестер, санитарок и технического персонала. Она была образцом для подражания другим лечебным учреждениям города и края. С открытием в Барнауле медицинского института в 1954 г. в клиниках стали работать крупные специалисты-ученые: А.В. Овчинников, И.И. Неймарк, З.С. Баркаган и другие. Рядом с ними выросло другое, не менее значимое, поколение врачей, соратников А.Н. Чеглецова, прошедших его школу и имеющих полное право называться его учениками, это – Ю.М. Дедерер, В.В. Алябьева, Л.И. Трушко, Ю.М. Рассохина, В.М. Борисова и другие.
Напряженный ритм жизни не мог не сказаться на здоровье Александра Николаевича. 30 сентября 1957 г. доктор А.Н. Чеглецов прооперировал мальчика с тяжелой травмой и навсегда ушел из жизни.
В городах Барнауле и Иркутске установлены мемориальные доски на зданиях, где учился и работал врач А.Н. Чеглецов. В 1963 г. в Барнауле именем А.Н. Чеглецова была названа одна из улиц, в Центре хранения архивного фонда Алтайского края хранится личный фонд А.Н. Чеглецова. В музеях Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге и музее истории медицины на Алтае в Рубцовске есть материалы о жизни и деятельности выдающегося врача.
Т. Г. Мальцева http://altlib.ru/personalii/chegletsov-aleksandr-nikolaevich/