Поднять детей со скамеек и оторвать от гаджетов — такой должна быть главная цель ГТО
Возрождение ГТО могут перечеркнуть погоня за статистикой и показателями охвата. Чиновники и педагоги по-разному понимают цели и задачи возвращения физкультурно-спортивного комплекса
Комплекс ГТО шагает по стране: уже завершен первый этап внедрения, и теперь повсеместно сдавать его имеют право школьники и студенты. Получены первые золотые знаки отличия, а с ними и дополнительные баллы для поступления. Но насколько гладко проходит возрождение комплекса? Выяснилось, что проблем хватает на всех уровнях. Объективность результатов вызывает вопросы, верхи не слышат низы, а чиновники полемизируют с учеными. С трибун и в кулуарах Международного конгресса учителей физкультуры в Петрозаводске звучали разные точки зрения. В чем же конкретно заключаются проблемы и что предлагается для их решения? автор Мария Дмитриева
Школьники по всей стране приступили к сдаче норм ГТО
Федеральный уровень
Страна золотых «значкистов»
О том, что происходит на уровне всероссийском, рассказал Александр Карпов, руководитель Департамента внедрения комплекса ГТО Дирекции спортивных и социальных проектов. По его словам, со стороны федерального центра все нормативные вопросы решены. Структура выстроена на федеральном и региональном уровнях, но на уровне муниципальных образований эта работа находится «еще в начальной стадии».
Выяснилось, что большую проблему на местах вызывает соблюдение сроков и заполнение протоколов. В этом году каждый второй из них был возвращен в связи с тем, что оформлен неправильно.
Были выявлены нарушения, грубейшее из которых — тестирование детей прямо на уроке физкультуры. «Если эти факты подтверждаются, мы не принимаем протоколы. Это нарушение порядка тестирования и нарушение ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ». Тестирование на уроке учителем недопустимо. Если вас заставляют это делать, сопротивляйтесь, звоните нам! Будем отрабатывать сигнал!», — заявил глава департамента.
Кроме того, по словам Александра Карпова, уже началась погоня за статистикой и показателями охвата. Хотя в дирекции и заявляют: «Потемкинские деревни нам не нужны. Конец комплекса ГТО 1972 года начался тогда, когда «значкистов» стало больше, чем населения в СССР. Опыт ошибок истории мы намерены учесть».
Наконец, пожалуй, самое важное: вопросы вызвала объективность судейства и качество уже выданных золотых знаков ГТО, особенно, выпускникам школ.
Благодаря приказу о предоставлении дополнительных баллов при поступлении стимул учащихся сдавать нормативы значительно вырос. В дирекции, учитывая это, также подготовились и рассчитали примерное количество значков, которое потребуется выдать школьникам.
Исходя из того, что общее количество выпускников в 2016 году — 617 800 человек, из них допущены до занятий физкультурой — 370 680 человек, предполагалось, что расчетное количество обладателей знаков ГТО составит 222 500. В их числе: 44 500 — золотых знаков, 77 875 — серебряных, 100 125 — бронзовых. На деле обладателей последних оказалось в десять раз меньше (9 464), серебряных — почти в 5 раз меньше (16 420). Показатели же по золоту, дающему реальные преимущества, выглядят несоизмеримо лучше: 38 277 фактических обладателей из 44 500 планируемых или 78% от числа приступивших к выполнению испытаний.
Александр Карпов поставил под сомнение эти результаты: «Если анализировать полученную статистику, то у нас все абсолютно гармонично развиты, страна золотых «значкистов» просто… Причина понятна: появился стимул, результаты завысили».
Глава департамента пообещал, что разбираться с нарушителями будут «жестко», но не уточнил при этом, что же будет с теми, кто получил значки необъективно.
Не надо сеять смуту?
Владимир Уваров, старший научный сотрудник кафедры физвоспитания и спорта МГУ, занимался разработкой комплекса ГТО еще 1972 года и нового, 2014-го. Он заявил, что действующий комплекс ГТО уже не соответствует физической подготовленности сегодняшнего населения и его нужно заменить.
«Казалось бы, недавно был введен в экспериментальную практику комплекс ГТО. Мы предполагали, что он не может быть совершенен, поскольку у нас не было достаточно статистического материала для разработки нормативов, — пояснил Владимир Уваров. — А в стране за последние 20 лет забвения комплекса ГТО опыт такой работы был утерян».
В 2014-2015 годах было проведено масштабное исследование, в ходе которого протестировали 190 тысяч человек 6-70 лет и старше. На основании полученных данных и был сделан вывод о несоответствии принятых нормативов новым реалиям: за последние годы, по мнению ученых, уровень, в целом, вырос.
«Совершенствовать комплекс нужно постоянно, нормативы вводить через 4 года, накапливая статистический материал», — уверен ученый.
Педагоги, только-только приступившие к подготовке школьников по предложенным нормативам, понятное дело, изумились такому положению дел и адресовали вопрос заместителю министра спорта РФ Наталье Паршиковой, вышедшей на связь с участниками по видеосвязи.
Она же заявила, что говорить об устаревших показателях некорректно: «Мы эту тему обсуждали на координационной комиссии, и все пришли к единогласному выводу, что выборки большой для такого вывода еще не достаточно».
— И вообще такие разговоры я бы не стала проводить в такой аудитории и вводить определенную смуту, потому что сегодня многие выпускники получили золотые знаки отличия и удостоверения, которые они представляют в приемные комиссии образовательных учреждений. И поэтому, конечно, если кто-то получил этот знак ГТО любого уровня, особенно золотой, у него могут родиться сомнения, а справедливо ли поступило по отношению к нему, прежде всего, государство, которое эти нормативы утвердило, которое эти нормативы зарегистрировало в Министерстве юстиции РФ, и они являются легитимными, — заявила Наталья Паршикова.
Но затем замминистра признала, что нормативы, действительно, будут меняться: «Мы готовим поправки в Госдуму, которые будут устанавливать периодичность изменения этих тестов, потому что, безусловно, физическая подготовленность населения меняется, и меняется не только физическая подготовленность — меняется качество, продолжительность жизни… Такая поправка будет, я надеюсь, принята в следующую сессию и будет установлена периодичность внесения изменений в данные нормативы. Тогда это будет легитимно и будет правильно понято».
«Все это делается в соответствии с законом. Поэтому менять только потому, что некие ученые пришли к этому выводу, повторяю, некорректно», — добавила она.
«Некий ученый», ранее заявивший проблему, наверное, обиделся. «Создалось впечатление, будто это мое личное дело. Министерство спорта готовит изменения в комплекс ГТО, и новые изменения были нами подготовлены по приказу Министерства спорта РФ в результате научных исследований», — подчеркнул представитель МГУ.
Эта полемика чиновника и ученого, увы, наглядно показала, что представители власти признают несовершенство принятого комплекса, но дают понять, что говорить о них не стоит.
Региональный уровень
Нехватка инфраструктуры и кадров
Карелия была одним из 12 пилотных регионов по апробации и внедрению комплекса ГТО. О результатах рассказал министр по делам молодежи, физкультуры и спорта РК Александр Воронов.
В 2014-2015 годах в регионе прошли все необходимые организационные мероприятия и создана нормативно-правовая база. Всем районам предоставили оборудование, провели повышение квалификации специалистов, оснастили 20 центров тестирования, работу которых организовали муниципалитеты.
Однако проведенный опрос участников, выполнявших испытания ГТО, подтвердил необходимость совершенствования материальной базы физкультуры и спорта в Карелии. Результаты тестирования показали, что наибольшие трудности у участников вызывают виды, требующие создания специальной инфраструктуры — стрельба и плавание. «Нужны элементарные площадки, нужны условия для выполнения тестов», — подчеркнул Александр Воронов.
Министр констатировал еще одну проблему: «Включились в выполнение нормативов в первую очередь те, кто уже активно занимался физкультурой, пока не удается привлечь тех, кто до этого не занимался. Нужны дополнительные меры по пропаганде, дополнительному стимулированию участников… Необходимо активизировать работу с частными работодателями: каким образом мы будем вовлекать взрослое население?».
Также сдерживает внедрение комплекса недостаточное количество специалистов по организации выполнения нормативов: «Мы проводим курсы повышения квалификации, но не у всех районов есть необходимое количество специалистов, имеющих судейские категории».
Еще одна проблема — подготовка к выполнению тестов в отдаленных населенных пунктах. Территория Карелии огромна, и не все могут приехать даже в муниципальный, не то, что в региональный центр тестирования. «Мы рассматриваем вопрос о создании выездных бригад. Нужно право на прохождение тестов не в центре тестирования, а на базе образовательных учреждений», — предложил решение проблемы министр.
Наконец, Александр Воронов обратил внимание на невысокую долю детей, которые относятся к основной группе здоровья. «Подготовительная, специальная медицинская группа сегодня исключены из возможности сдать нормативы. Для них нужно прорабатывать отдельные тесты, чтобы ребята также участвовали».
Муниципальный и школьный уровни
«Надо, чтобы ребенок сам захотел…»
Альфия Денисова, учитель физкультуры Лицея №17 города Химки. В рамках конгресса она дала коллегам мастер-класс «Туризм как вариативная составляющая ВФСК ГТО», в котором представила возможные испытания полосы препятствий. Альфия Рахимжановна рассказала, что практически вся их школа занимается туризмом. Педагог этому рада, ведь ее собственные дети подают пример остальным: сын — к.м.с. по спортивному туризму, у дочки — второй взрослый разряд. И то, что туристкий поход является одним из испытаний комплекса по выбору, учитель приветствует. Но есть проблема: что представляет собой это испытание, доподлинно мало кто знает. Например, указано, что должна быть полоса препятствий, но какие элементы она должны включать, неизвестно. Учителя согласились, что ситуация с турпоходом и в других регионах непонятная: «Нам по туризму вообще не дали выбрать испытание. Говорят: «Не знаем, как оценивать».
Таким образом, отсутствие единых требований к содержанию некоторых испытаний, в частности, по туризму, создает большие трудности для педагогов.
Наталья Аристова, представляющая Муниципальное методическое объединение учителей Химок, обобщает: «Проблемы есть на уровне муниципальных образований, но они начинаются сверху, с методических рекомендаций, с самой разработки комплекса… Мы постоянно сталкиваемся с такими моментами: нам «сверху» дают указания, а мы «внизу» понимаем, что этого делать нельзя или делается это не так».
По словам педагогов, нередко на местах люди работают качественнее, чем в центре, где зачастую важнее внешний вид происходящего, чем его суть. Наталья Аристова приводит пример: «У нас уровень хороший, есть судьи, все организованно. Но приезжает к нам московская Дирекция спортмероприятий, организовывает праздник: 8 скамеек для выполнения упражнений на пресс, арбитром выступает молоденькая девочка, замеряет результаты по секундной стрелке. А очередь к ней больше 150 человек. Благо, что пришли мы, поставили восемь человек и эту очередь 40 минут принимали».
Большой вопрос вызывает материально-техническое обеспечение. Например, в подмосковных Химках — один бассейн на 240 тысяч человек населения, а прирост спортивных сооружений, о котором отчитываются чиновники, по большей части происходит за счет фитнеса. Площадок ГТО много, а качество их зачастую хромает. «Это проблема всей страны, не только Химок», — уверена Наталья Юрьевна.
По мнению педагогов, отсутствует механизм принятия решений наверху от инициативы снизу, Всероссийское объединение учителей физкультуры в этом плане также слабо функционирует.
Учителя получили возможность задать вопросы представителям федеральных министерств
Еще одна проблема — загруженность учителей, которым приходится готовить учеников и команды к многочисленным соревнованиям: спартакиадам разных уровней, Президентским играм, Президентским состязаниям, теперь и к комплексу ГТО.
К последнему, кстати, Наталья Аристова все-таки относится скептически: «В чем плюсы ФГОС? В нем на первом месте — личность, ее воспитание. И только потом нормативы, необходимые для ориентации, для того, чтобы понимать динамику, но не как основополагающее для выставления оценки. А здесь нас опять в рамки загоняют: у меня один ребенок — 150 см, другой — 2 метра, — а норматив для возраста един. Это неправильно».
Наталья Юрьевна пыталась спорить с чиновниками по этому поводу, но услышала в ответ: «Вы не умеете читать документы! На первом месте стоит задача — научить ребенка правильно двигаться».
— Но у нас уже много лет не стоит на первом месте научить, как двигаться. Человек должен понять, зачем ему это надо. Главное — мотивация. Надо, чтобы ребенок сам захотел заниматься своим здоровьем. А мы должны его научить, какими способами он может это делать. Поднять их со скамеек и оторвать от гаджетов — вот наша первая и основная обязанность. Все остальное — сопутствующее…
Увы, пока возрождение физкультурно-спортивного комплекса идет совсем не в этом направлении.
Публикация «Учительской газеты» http://www.ug.ru/article/930