Новый федеральный перечень учебников будет сформирован в 2017 году.
Заказчик экспертизы (издатель – правообладатель учебника), желающий включить учебник в перечень, должен направить в срок с 15 ноября 2016 года до 15 января 2017 года соответствующее заявление, сам учебник, методическое пособие по нему для учителя, инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника, а также положительные экспертные заключения необходимых экспертиз.
Все поступившие заявки совместно с приложенными экспертными заключениями будут рассмотрены научно-методическим советом по учебникам до 1 марта 2017 года.
Министерство образования и науки РФ совершенствует процедуру отбора, тем самым повышая качество школьной учебной литературы. Система допуска учебной литературы в школах России предполагает, во-первых, обязательное прохождение каждым учебником ряда экспертиз. В федеральный перечень учебников включаются учебники на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, а для учебников регионального компонента еще и этнокультурной и региональной экспертиз, а экспертные заключения выдают профессиональные организации, среди которых Российская академия образования и Российская академия наук. Во-вторых, проводится мониторинг использования учебников в школах и учёт жалоб детей, родителей, учителей и других участников образовательного процесса.
Министерство оперативно реагирует по каждому обращению на качество учебников, благодаря чему количество жалоб на качество учебной литературы за два последних года существенно сократилось.
Актуальный сегодня перечень учебников имеет срок действия 3 года. Как отметила Наталья Третьяк, новый перечень будет действовать уже 5 лет, что положительным образом скажется и на школах, и на издательствах.
«Школьные стандарты утверждаются на 10 лет, срок фактического износа учебников в школах – около пяти лет. И школам, и издательствам будет гораздо удобнее планировать закупки и производство новых учебников на стабильную понятную перспективу в 5 лет», – отметила Наталья Третьяк.
Особенностью нового перечня учебников станет также его расширение за счет учебников для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В федеральный перечень для этого внесены соответствующие структурные изменения. В порядке формирования перечня детально прописаны нормы, закрепляющие наличие в структуре перечня специальных учебников для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также закреплена процедура экспертизы, позволяющей провести отбор таких учебников экспертами, обладающими соответствующими компетенциями, включая экспертов, представляющих общественные организации инвалидов.