Счастлив человек, испытавший опыт Ученичества! Интервью Натальи Калашниковой
Так думает, чувствует и говорит в своем интервью к Дню Учителя
Наталья Григорьевна Калашникова,
доктор педагогических наук, профессор, научный консультант
Консалтинговой группы «Инновационные решения»
Корр.: Наталья Григорьевна, Ваша профессиональная биография неразрывно связана с учителями. Вы работали учителем математики в школе. Вы готовили учителей, будучи преподавателем в педагогическом институте. Наконец, Вы много лет руководили научно-исследовательской и инновационной деятельностью в региональном институте повышения квалификации работников образования. Что для Вас значит профессиональный праздник – День Учителя?
Наталья Григорьевна: День Учителя – особый праздник, который, как мне кажется, имеет отношение ко всем, у кого есть Ученики, независимо от возраста и той области знания или практики, которую они постигают с помощью учителя.
Мне кажется, счастлив человек, которому удалось в своей жизни испытать опыт истинного Ученичества. Встреча с Учителем – это истинный дар… Учитель пред-стоит в начале жизненного пути каждого из нас и дарит нам частицу себя, своей жизни, своих идей.
Во мне почему-то присутствует необъяснимая уверенность, что мое Ученичество продолжается, и все мои Учителя по-прежнему рядом… Среди них хочу назвать, прежде всего, А.И. Пышкало, Г.П. Щедровицкого, А.И. Пискунова, Л.Е. Журову, Н.Ф. Виноградову, Э.М. Никитина, И.Д. Чечель, В.А. Болотова, В.Р. Лозинга, В.Э. Тамарина, И.М. Шапиро, И.К. Шалаева, Л.В. Светову. И этот ряд можно продолжать еще долго.
Моими Учителями считаю коллег из теперь уже моего прошлого АКИПКРО, талантливых учителей, методистов муниципальных методических служб, моих одноклассников, друзей детства, чьи уроки жизни продолжаются до сих пор.
И моя ответственность перед Учителями с годами ощущается все сильнее…
Наверное, то, чему учат настоящие Учителя, осваивается нами в течение всей жизни – мир достоинства, свободы, ответственности и долга. Ведь смысл образования человека заключается не в овладении внешним миром, а в овладении собой, чтобы через преодоление своих ограничений, через принятие ответственности за свои решения и поступки становиться, рождаться субъектом сначала учебной деятельности, а потом и всей своей жизни, в том числе профессии.
Вот почему желаю всем моим коллегам – учеников, стремящихся становиться Учениками, готовых вместе с Учителем проходить испытания, преодолевать косность, леность, непонимание, совершать открытия, в том числе и в себе самих!
Желаю и самим Учителям оставаться в радости собственного Ученичества!
Желаю Встречи Учителя и Ученика, радостной и вдохновляющей!
Корр.: Ваш переход из АКИПКРО на новое место работы для многих оказался неожиданным. Вы были признанным сильным руководителем в региональном институте повышения квалификации, сформировали высокопрофессиональную команду, реализовали интересные и нужные для Алтайского края проекты.
Не логично было бы, как Вам и до сих пор советуют, продолжать в том же духе, на том же месте?
Наталья Григорьевна: В жизни, тем более профессиональной, вовсе не обязательна линейная логика движения. Конечно, удобнее оставаться в «зоне комфорта», в привычных условиях работы, в привычном окружении.
В то же время развитие профессиональной деятельности, стремление к повышению личной эффективности неизбежно приводит каждого из нас к усложнению профессиональных задач. И тогда надо сделать выбор – оставить все, как есть, или выйти за границы той самой «зоны комфорта» в новую ситуацию, в неопределенность, в очередной виток Ученичества и освоения новых компетенций. В психологии этот феномен называется самоопределением. И это, в самом деле, непростой выбор для современного человека.
Именно внутренняя готовность к решению задач нового качества, как правило, «выталкивает» специалиста из прежней профессиональной позиции, каким бы успешным он не был, и заставляет находить новые сферы профессиональной самореализации.
Корр.: А можно ли Ваши слова отнести на счет учителей? Ведь многие считают, что профессия учителя очень консервативна. И ее представители обычно работают всю жизнь в одной школе, очень медленно меняясь, и тем самым, как бы консервируя и само пространство школы.
Наталья Григорьевна:
Сразу же хочу возразить – профессия учителя очень динамична! Профессиональная деятельность учителя развивается стремительно и никому не позволяет оставаться неизменным.
Судите сами, профессия учителя во времена моей работы в школе совсем не предполагала проектирования самим учителем образовательных программ, проектирования образовательных результатов и соответственно – проектирования системы оценки этих результатов. Слова «проект», «проектирование» были редкими «гостями» на педагогических совещаниях. Сегодня – это норма, это требование федерального государственного образовательного стандарта.
То же самое можно сказать о профессиональном стандарте педагога, в котором впервые вся деятельность учителя представлена на языке его профессиональных функций. И учителю надо уметь самому определять, какие из этих функций он выполняет пока недостаточно качественно, и делать на основе этого заказ на собственное дополнительное профессиональное образование. Когда я учителем проходила курсы, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут тоже были большой редкостью для системы повышения квалификации учителей. Теперь – это норма для сильных организаций дополнительного профессионального образования.
Или посмотрите, как активно Министерство образования и науки проводит конкурсы для школ и других образовательных организаций в поддержку их инновационных проектов и программ. О личном участии в программировании развития организации в 80-е годы учитель и помыслить не мог. Все эти документы писались учеными академических вузов «под заказ». А сейчас мы не найдем ни одного педагога, который не поучаствовал хотя бы в одном проекте – школьного, муниципального, регионального, федерального или международного уровней. Все это как раз убедительные свидетельства того, как меняется даже такая, казалось бы, консервативная профессия учителя.
Корр.: Вы – представитель системы дополнительного профессионального образования, тех, кого называют Учителями Учителей. Согласитесь, систему повышения квалификации нередко справедливо упрекают в том, что она отстает от потребностей педагогов, которые, как Вы только что сказали, нуждаются в профессиональном развитии.
Наталья Григорьевна:
Не могу согласиться и на этот раз, и вот почему. Картина намного более сложна и дифференцирована. На мой взгляд, не существует какой-то абстрактной системы повышения квалификации, которая успевает или не успевает давать адекватные ответы вызовам времени. В реальности есть образовательные программы, которые отвечают или не отвечают потребностям специалистов в развитии их профессиональных компетенций. И эти программы проектируют не «системы», а конкретные специалисты, которые работают в конкретных организациях, имеющих лицензию на деятельность в сфере дополнительного профессионального образования. Как и везде, среди них есть организации-лидеры, которые работают в опережающем режиме, их программы актуальны и востребованы. Конечно, есть и прямо противоположные примеры.
Из опыта этого года могу сказать, что сотрудникам нашей организации – Консалтинговой группы «Инновационные решения» – посчастливилось учиться по образовательным программам Высшей школы экономики (г. Москва), Академии социального управления (г. Москва), школы управления СКОЛКОВО. И это тот случай, когда ты чувствуешь себя на Пути Ученичества, независимо от имеющихся профессиональных знаний, умений и опыта. Каждая образовательная программа позволила нам освоить целый спектр новых компетенций в современных форматах, удобных для нашего напряженного графика работы.
Так что, если оценивать образовательные программы и потенциал тех организаций, которые их предлагают, сегодня можно найти для целей своего профессионального развития практически всё, что требуется. Главное – правильно определить, что тебе как специалисту требуется.
Корр.: А как это определить?
Наталья Григорьевна:
Этой осенью мы приступили к реализации нового международного проекта «Повышение оценочной компетентности учителей». Содержание проекта интересно тем, что в нем оценочная компетентность рассматривается как одна из базовых для развития не только профессиональной деятельности специалиста, но и жизнедеятельности человека в целом, развития способов его бытия в мире.
Оценочная компетентность определяет, в конечном итоге, мотивацию человека к саморазвитию, самоизменению, способы его целеполагания и действия. Она выступает своего рода внутренним двигателем изменений, происходящих в человеке и с человеком.
Мне представляется, что определение потребностей педагога в своем развитии начинается именно с умения выполнять адекватную самооценку своей деятельности и ее результатов. Через год по итогам проекта попробуем дать более полные ответы на эти вопросы.
Корр.: И в завершение нашей беседы, Наталья Григорьевна, вернемся к тому, с чего мы начали. Вы говорили, что задачи меняются, люди находятся в движении. Но если все профессионалы будут двигаться к более сложным задачам, менять сферы своей деятельности, не столкнемся ли мы с проблемой, когда места профессионалов начнут занимать непрофессионалы? Или Вы верите в систему, которая работает, независимо от ее создателей и без них?
Что касается системы и ее создателей: я придерживаюсь взгляда, что любая отлаженная система продолжает работать бесперебойно вне зависимости от того, кто ушел или кто пришел, при одном обязательном условии – преемственности в управлении. Эта преемственность должна обеспечиваться как на самом верхнем уровне управления, так и на всех остальных ее этажах. Если есть такая преемственность, система продолжает быть эффективной и результативной. К сожалению, мне известны инновационные школы, которые с уходом сильных директоров-лидеров теряли свои позиции. Это тот самый пример отсутствия преемственности в управлении внутришкольной системой.
Что касается меня лично… Знаете, я принадлежу к тому поколению, в котором на протяжении десятилетий ценностями были бессменное место работы, стабильный коллектив (искренние человеческие отношения, и правда, очень важны для каждого из нас), одно образование на всю жизнь, одна профессия, развитие карьеры внутри одной профессиональной деятельности.
Однако, надо понимать, что в 21 веке никому уже не обойтись одним образованием и одной профессией. Мы вступили в эпоху стремительных перемен во всех сферах нашей жизни, и это означает, что быть неизменным в своей профессии становится невозможным.
Для меня и моих коллег в Консалтинговой группе «Инновационные решения» таким новым пространством стала проектная деятельность. Проекты, в которых мы участвуем, связаны с методологией проектирования содержания образования и развивающих образовательных технологий, исследованием развития образовательных систем, созданием систем поддержки проектирования дистанционного обучения, включая инструменты постановки целей, организации интерактивного взаимодействия с обучающимися специалистами, создания оценочного инструментария, апробации мобильных обучающих платформ и т.д.
Нам очень интересна работа в международных командах проектов, когда все исследователи постоянно контактируют друг с другом с использованием современных технологий, обмениваются наработками и основными результатами. Такая профессиональная среда – уникальное средство развития всех участников проектов.
Корр.: И все-таки нет ли у Вас желания вернуться к повышению квалификации педагогов?
Наталья Григорьевна:
Повышением квалификации мы всегда занимались и продолжаем это делать. Наша Консалтинговая группа «Инновационные решения» имеет бессрочную лицензию Главного управления по образованию и науке Алтайского края (сейчас оно реорганизовано в Министерство образования и науки Алтайского края).
Часть наших проектов, например, «Быстрый старт» для молодых специалистов, «Школа высоких достижений» для руководителей образовательных организаций, реализующих инновационные проекты, Сетевой Институт Методистов и другие ориентированы именно на профессиональное развитие и повышение квалификации специалистов всех регионов России и стран ближнего зарубежья (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан). И здесь, пожалуй, изменилось по сравнению с нашей прежней работой только то, что расширились география и границы нашего взаимодействия с различными профессиональными сообществами.
Содержание программ повышения квалификации, которые мы предлагаем, строится на основе проводимых исследований, результатов апробаций, инновационных проектных разработок, а не по академическим учебникам. Поэтому оно живое и динамичное, проверенное и отрефлексированное не только мыслью, но и на практике.
У нас формируется интересный пул сетевых преподавателей и методистов из регионов России. Кто-то сотрудничает с нами в отдельных образовательных мероприятиях по повышению квалификации, кто-то включается в долгосрочные партнерские программы.
Мы открыты для сотрудничества со всеми, кому интересно развитие, и кто готов ступить на Путь Ученичества!
«Новые люди России», окт. 2017г.
В тексте использованы фото Татьяны Карташовой, подготовленные в рамках фототренинга «Волшебный Укок» в Республике Алтай.
Заявки на участие в фототренинге-2018 присылайте по адресу info@klever-ok.ru