Рекордный рост расходов на образование не решит всех проблем
Президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете России на 2019 год. Документ также включает прогноз на плановый период 2020–2021 годов. Согласно ему доходы бюджета страны в следующем году оценены почти в 20 трлн рублей. Расходы планируются в размере около 18 трлн. Инфляция прогнозируется на уровне 4,3%.
Расходы правительства запланированы на поддержку национальных проектов, среди которых наибольшую часть средств получит демографическое направление. Также в бюджет заложены статьи расходов на помощь банкам, поддержку культуры и благотворительности.
Федеральный бюджет на образование 2019 года будет расти рекордными за последнее время темпами – на 21,5% по сравнению с прошлым годом.
По данным НИУ ВШЭ, с 2012 по 2015 годы бюджет на образование сократился более чем на 30%.
С 2016 по 2018 годы бюджет на образование рос, но этот рост был медленнее инфляции, то есть в реальных деньгах расходы на образование сокращались.
В 2019 году бюджет будет расти и в номинальных значениях, и в реальных деньгах, но уровня 2012 года по последнему показателю достигнуть все равно не удастся.
Между тем, если бы расходы на образование консолидированного бюджета (федеральный + региональные) каждый год увеличивались на 20%, мы могли бы выйти на необходимый уровень.
Напомню: сейчас, по данным НИУ ВШЭ, Россия тратит на образование из консолидированного бюджета примерно 3,5% от ВВП. Это 29-е место среди 33 стран ОЭСР. При этом следует понимать, что страны со средним уровнем развития должны тратить на эти цели больше, чем те, которые принято называть высокоразвитыми.
На практике происходит все наоборот: в этих странах затраты на образование составляют в среднем 4,7% от ВВП.
Не случайно Алексей Кудрин и его команда предлагали увеличить ассигнования на образование примерно на 1 трлн рублей, что вывело бы нас на средний уровень стран ОЭСР.
Вместе с тем эксперты уже доказали, что ни одна страна не в состоянии успешно модернизировать образование при затратах менее 7% от ВВП.
То есть наши нынешние расходы составляют менее половины от необходимых для модернизации.
Тем не менее в бюджете на образование 2019 года есть позитивные моменты, помимо рекордного роста расходов.
В частности, запланированы средства на нацпроект «Образование»:
- впервые будут выделены средства на материально-техническую базу коррекционных учреждений; увеличены ассигнования на дополнительное образование детей, хотя они еще далеки от параметров президентского указа от 7 мая 2012 года;
- предусмотрены деньги на развитие профориентации в рамках проекта «Билет в будущее»;
- на развитие системы поддержки и развития одаренных детей и так далее.
Кроме этого, больше средств будет выделено на строительство новых школ – около 43 млрд рублей (хотя по постановлению правительства от 2015 года эти расходы должны составлять не менее 170 млрд рублей ежегодно).
О заработной плате
В бюджете, как считает Минфин, предусмотрены необходимые средства на выполнение майского указа президента – прежде всего в отношении профессорско-преподавательского состава вузов.
Что касается школ, то здесь вся нагрузка падает на региональные бюджеты. Иными словами, в разных регионах ситуация будет разная.
Например, в Омской области средняя зарплата педагогов с сентября была проиндексирована на 5%.
И если в Москве, по последним данным, средняя зарплата учителя составляет 105 тысяч рублей, то в некоторых регионах – чуть больше 20 тысяч рублей, то есть в пять раз меньше.
АВТОР